Макарова
Программа для старших дошкольников по ознакомлению с компьютерной грамотностью «Комполёнок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
технической направленности
«Комполёнок»
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся воспитанников: 5-7лет
Срок реализации: 1 год
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Автор - составитель:
Макарова И. С. ,
педагог дополнительного образования
ГКУСО РМ «Республиканский социальный
приют для детей и подростков «Надежда»
Пояснительная записка
Публикация «Программа для старших дошкольников по ознакомлению с компьютерной грамотностью „Комполёнок“» размещена в разделах
Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки. Проникновение в этот удивительный мир человек может начать не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.
Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Программа по компьютерной грамотности «Комполёнок» («Компьютер и Дошколенок») построена по методу последовательного углубления и усложнения материала, рассчитана для детей 6-7 лет, на 1года обучения. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Программа реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности, в вечерние часы используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. В основе программы лежит программа Л. А. Коч и Ю. А. Бревновой «Дошколенок + компьютер». Конспекты занятий скорректированы и адаптированы к конкретным условиям реализации.
Цель программы: обучение воспитанников компьютерной грамотности.
Основными задачами являются:
• познакомить с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows»;
• познакомить воспитанников с правилами поведения в компьютерной комнате и правилами безопасной работы на компьютере;
• сформировать начальные навыки работы за компьютером:
• познакомить с манипулятором "Мышь";
• познакомить с клавиатурой;
• учить оценивать результаты деятельности;
• закрепить навыки ЗОЖ;
• развивать логику, комбинативное мышление, речь, творческие способности, сенсорные возможности и эмоционально-волевую сферу;
• воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.
Актуальность. "Никакой прогресс и модернизация не возможны без информационных технологий. Мы должны научить людей с самого детства и на всех этапах образовательного процесса не бояться информации, научить ею пользоваться, с ней работать и правильно распоряжаться. Это невозможно сделать без современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и науки», - отметил Д. А. Медведев.
Использование информационных технологий в обучении стимулирует повышение мотивации к получению новых знаний, развитие творческих способностей, активизирует познавательную деятельность. Позволяет реализовать исследовательские, творческие, художественные способности.
Новизна программы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учащийся получает в контексте практического применения полученных теоретических знаний. Используется применение дидактического материала, активизирующего интеллектуальные и логические особенности мышления детей.
Внедрение компьютера в дошкольный педагогический процесс позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
Программа построена на следующих основных принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.
Особенности возрастной группы, которым адресована программа.
Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется.
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
В возрасте 6-7 лет ребенок должен обладать устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. У них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка с взрослыми: внимательно слушают, интересуются. Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира.
Сроки реализации программы
Программа «Комполенок» рассчитана на 1 год занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Наполняемость группы: до 8 человек. Состав детей переменный.
Режим занятий
Общее количество часов – 20 академических часов
Продолжительность занятия – 30 мин. (1 академический час)
Периодичность занятий – 2 раза в месяц
Уровень сложности программного материала – стартовый
Форма обучения по программе – очная
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.
III этап - заключительный.
В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Продолжительность каждого этапа занятия для подготовительной к школе группы:
1 этап - 10 минут,
2 этап - 15 минут,
3 этап - 5 минут.
После каждого занятия проветривание и влажная уборка помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
В результате изучения курса дети должны
знать:
- название и функции основных частей компьютера;
- правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе;
уметь:
- использовать в работе клавиатуру и «мышь»;
- воспринимать и анализировать информацию с экрана:
- осуществлять необходимые операции в «Word» и редакторе «Paint»;
- находить закономерности в изображаемых предметах обобщать категории;
- ориентироваться во времени и пространстве;
- составлять целое из предложенных частей;
- самостоятельно запускать компьютер и программы;
- свободно без психологических проблем работать за компьютером.
Формы подведения итогов
Входной контроль (январь):
• диагностика сформированности компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
Промежуточная аттестация (июнь):
• диагностика сформированности компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
Итоговая аттестация (декабрь):
• диагностика сформированности компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
• итоговое занятие «В стране Умников».
Учебный план
№ Наименование разделов и тем Количество часов Форма контроля
Всего Теория Практика
1. Здравствуй, класс компьютерный! 30 20 10 Пед. наблюде-ние, рефлексия
2. Входной контроль 30 20 10 Опрос
3. Компьютер – верный друг 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
4. Манипулятор «мышь» 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
5. Рабочий стол 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
6. Знакомимся с «Word» 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
7. Выполнение действий по алгоритму 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
8. Путешествие по клавиатуре 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
9. В гости к сказке. Разновидность компьютерных игр. 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
10. Промежуточная аттестация 30 20 10 Опрос
11. Компьютерные игры 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
12. Компьютерные игры 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
13. Чудо Интернет 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
14. В гостях у Пэйнтика. Знакомство с графическим редактором «Paint» 30 15 15 Пед. наблюде-ние, рефлексия
15. Построение линий и фигур. Инструменты «Овал», «Линия», «Прямоугольник». 30 10 20 Пед. наблюде-ние, рефлексия
16. Инструмент «Кривая линия» 30 10 20 Пед. наблюде-ние, рефлексия
17. Творческая мастерская 30 10 20 Пед. наблюде-ние, рефлексия
18. Любимые игры 30 10 20 Пед. наблюде-ние, рефлексия
19. Итоговая аттестация 30 15 15 Опрос
20. В стране умников 30 10 20 Пед. наблюде-ние, рефлексия
Содержание программы
Занятие 1.
Здравствуй, класс компьютерный.
Теория
Правила поведения и техники безопасности, адаптация к компьютерному классу. Способствовать развитию интереса к занятиям.
Практика
Развивающая игра «Найди 10 отличий».
Форма проведения
Вводное занятие. (Фронтальная, беседа, инструктажи)
Занятие 2.
Входной контроль.
Теория
Представления дошкольников об основных устройствах компьютера и дополнительных устройствах, которые подключаются к компьютеру.
Практика
Умение пользоваться клавиатурой, владение компьютерной мышью, умение работать за дисплеем, пользоваться графическим редактором «Paint», умение осуществлять операции при работе в текстовом редакторе «Word».
Форма проведения
Диагностическое занятие.
Занятие 3.
Наш компьютер – верный друг. Устройство компьютера.
Теория
Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера.
Практика
Развивающая игра «Найди пару».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 4.
Манипулятор «Мышь». Введение в понятие «алгоритм».
Теория
Знакомство с манипулятором «мышь», понятием «алгоритм». Развитие навыка работы с «мышью», внимания, быстроты реакции.
Практика
Игра «Собери цветочки для мамы».
Форма проведения
Занятие 5.
Рабочий стол.
Теория
Знакомство с содержанием «Рабочего стола». Развитие временных представлений и пространственных ориентиров.
Практика
Игра «Одень куклу по сезону».
Форма проведения
Занятие 6.
Знакомство с «Word».
Теория
Знакомство с названием и функцией основных клавиш. Совершенствование работы с «мышью». Буквы и звуки
Практика
Развивающая игра «Буквы и звуки»/
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 7.
Выполнение действий по алгоритму.
Теория
Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «Ластик», с панелью команд: «Файл» - «Создать».
Практика
Практическая работа «Создай документ».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 8.
Путешествие по клавиатуре.
Теория
Совершенствование навыка работы с клавиатурой и «мышью», умения действовать по алгоритму.
Практика
Развивающая игра «Составь слово».
Форма проведения
Занятие 9.
В гости к сказке. Разновидности компьютерных игр.
Теория
Знакомство с развивающими компьютерными играми. Закрепление умения классифицировать предметы по определенным признакам.
Практика
Дидактическая игра (Д/и) «Помоги Маше разложить листья».
Компьютерная игра (К/и) «Времена года».
Форма проведения
Занятие 10.
Промежуточная аттестация.
Теория
Представления дошкольников об основных устройствах компьютера и дополнительных устройствах, которые подключаются к компьютеру.
Практика
Умение пользоваться клавиатурой, владение компьютерной мышью, умение работать за дисплеем, пользоваться графическим редактором «Paint», умение осуществлять операции при работе в текстовом редакторе «Word».
Форма проведения
Диагностическое занятие.
Занятие 11.
Компьютерные игры.
Теория
Продолжать знакомство с развивающими к/и. Закреплять умение управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки.
Практика
Д/и «Волшебные палочки».
К/и «Похожи».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 12.
Компьютерные игры.
Теория
Продолжать знакомство с к/и. Закрепить знание геометрических фигур, учить выделять их характерные признаки.
Практика
Д/и «Рассели жильцов».
К/и «Что это?».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 13.
Интернет.
Теория
Познакомить с историей создания компьютерной сети, ее возможностями. Учить искать нужную информацию в интернете.
Практика
Практическая работа по поиску в Интернете и сохранению картинок.
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 14.
В гостях у Пэйнтика.
Теория
Познакомить с классификацией геометрических фигур по заданному признаку, с понятием «орнамент». Развивать навыки конструирования и моделирования.
Практика
Компьютерный рисунок «Коврик для мышки».
Д/и «Выложи орнамент».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 15.
Построение линий и фигур.
Теория
Познакомить со встроенными инструментами «Овал», «Линия», «Прямоугольник». Закрепить умение пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развивать логическое и комбинаторное мышление, творческое воображение.
Практика
Компьютерный рисунок «Воздушные шары».
Д/и «Геометрическое лото».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 16.
Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия».
Море и его обитатели.
Теория
Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Формировать геометрическое мышление и пространственное восприятие. Закрепить знания об обитателях морей и океанов.
Практика
К/рисунок «Морской пейзаж».
Д/и «Собери (обитатели водоемов) картинку».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 17.
Творческая мастерская
Теория
Обобщение знаний по программе «Paint»: совершенствовать навыки работы в среде графического редактора. Развитие самостоятельности, фантазии
Практика
Компьютерный рисунок на свободную тему.
Д/и «Танграм».
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 18.
Любимые игры.
Теория
Поддерживать интерес к развивающим компьютерным играм. Закреплять умение управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки. Развивать мышление, память.
Практика
Компьютерные игры по выбору детей.
Конструирование на свободную тему.
Форма проведения
Интегрированное занятие
Занятие 19.
Итоговая аттестация
Теория
Представления дошкольников об основных устройствах компьютера и дополнительных устройствах, которые подключаются к компьютеру.
Практика
Умение пользоваться клавиатурой, владение компьютерной мышью, умение работать за дисплеем, пользоваться графическим редактором «Paint», умение осуществлять операции при работе в текстовом редакторе «Word».
Форма проведения
Диагностическое занятие.
Занятие 20.
В стране умников
Теория
Закрепление устройства компьютера, правил техники безопасности
Практика
Дорисовывание картинок, подвижные игры
Форма проведения
Итоговое занятие.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы и приемы работы:
• Беседа;
• Объяснение;
• Интегрированное занятие;
• Показ;
• Практическая работа;
• Просмотр обучающих программ;
• Обучающие и развивающие компьютерные игры;
• Игры (дидактические и развивающие);
• Физминутки (упражнения для расслабления, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).
Условия реализации программы
Для нормального функционирования и эффективного обучения детей компьютерной грамотности, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Компьютерный класс: компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала; компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. Мониторы соответствуют стандарту ТСО-95, компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН. Мебель в зале модифицируется в зависимости от роста детей.
Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации. Для расслабления глаз и снятия психического и физического утомления проводятся: динамические паузы; физкультминутки; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз.
Материально – техническое обеспечение программы
Помещение для занятий.
Огнетушитель – ОП-2.
Столы для работы детей.
Тетради с игровыми заданиями на каждое занятие.
Аппаратные средства:
компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
Программные средства
операционная система Windows ХP;
презентации к занятиям, программы.
Дидактический материал: программа по курсу информатики А. В. Горячева «Все по полочкам» (Образовательная система «Школа 2100» 2002г, рабочие тетради с индивидуальными заданиями, построенные на основе пособий для дошкольников по курсу информатики А. В. Горячева «Все по полочкам», плакаты, дидактические игры: «Танграм», пазлы, «Колумбово яйцо», дидактические карточки, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, электронные средства обучения и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агеева И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М. :ТЦ Сфера, 2006.- 240с
2. Веретенникова А. Ю., Токарев А. А. Образовательная программа по КИК (компьютерно игровой комплекс) для детского сада № 659 // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 271-274.
3. Горвиц, Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
4. Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М. : Баласс, 2004. – 64 с.
5. Грязнова Е. М. Занимательная информатика в начальной школе
// Информатика и образование. – 2006. –N6. – С. 77 - 87.
6. В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2007. – 304 с.
Кравцов С. С., Ягодина Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников. / С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
7. «Мой первый компьютер» — Минск: «Современный литератор», 1998 г.
8. Кривич, Е. Я. Компьютер для дошколят: пособие для воспитателей и студентов [Текст]/ Е. Я. Кривич. — М. : Издательство ЭКСМО. — 2006. — 216 с.
9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. /
10. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М. : Вента-Графт, 2004.
11. Могилев А. В., Булгакова Н. Н. Методические рекомендации к учебному комплексу “Мир информатики”. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 144 с.
12. Нижегородцева Н. В. Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М. : Владос. 2001
13. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997г.
14. Симонович С. В. «Компьютер для детей. Моя первая информатика» — М. : «АСТ-ПРЕССС ШКОЛА», 2005 г.