Татьяна Яблокова
Программа для специалистов образовательной организации, направленная на решение проблемы агрессивного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность программы.
Повышенная агрессивность отдельных детей является одной из наиболее
частых проблем в детском коллективе. Различные формы агрессии
характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием
эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил
поведения, проявления детской агрессивности в дошкольном возрасте у
Публикация «Программа для специалистов образовательной организации, направленная на решение проблемы агрессивного поведения дошкольников» размещена в разделах
большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия
не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество
личности. В итоге теряются возможности полноценного общения
агрессивного ребенка со сверстниками, деформируется его личностное
развитие, возникают трудности принятия на себя ребёнком новых
социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы
адаптации и успешности учебной деятельности. Поэтому своевременная
профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей старшего
дошкольного возраста на сегодняшний день являются весьма актуальными.
Разработанная Программа коррекции агрессивного поведения у детей
дошкольного возраста ориентирована на взаимодействие, как с детьми, чья
агрессия носит пассивно-защитный и часто внутренний характер, так и на
взаимодействие с детьми, чье агрессивное поведение является явным и
выраженным.
Использование игровых методик в дошкольном возрасте является одним
из основных средств взаимодействия педагога-психолога с детьми, так как
игра является ведущей деятельностью в данный возрастной период.
Стремление рисовать также присуще детям дошкольного возраста. Оно
свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить
себя.
Поэтому при взаимодействии педагога-психолога с дошкольниками
наибольшее распространение получили различные варианты игровых и
рисуночных методик.
При этом групповые формы взаимодействия педагога-психолога с детьми
дошкольного возраста позволяют :
– развивать социальные навыки у детей;
– позволяют дошкольникам оказывать взаимную поддержку друг другу;
– дают возможность детям наблюдать результаты своих действий и их
влияние на окружающих;
– позволяют осваивать новые социальные роли;
– повышают самооценку ребенка и ведут к укреплению личной
идентичности.
2. Нормативно-правовая база
Название нормативно-
правового акта
№ и дата принятия Какие статьи следует
учесть при организации работы
«Об образовании в 29 декабря 2012 года Глава 1. Статья 5
Российской Федерации» №273 - ФЗ Глава 2. Статьи 10-20
Глава 3. Статьи 33-35
Глава 4. Статья 45
Глава 5. Статья 46,50
«Семейный кодекс
Российской Федерации»
29 декабря 1995 года N
223-ФЗ
Глава 2. Статьи 7-9
Глава 11. Статьи 54-57
Глава 12. Статья 65
«Уголовный кодекс
Российской Федерации»
13 июня 1996 года N 63-
ФЗ
Глава 14. Статьи 87-90
3. Цели и задачи программы
Идея: В современном обществе проблема агрессивного поведения
обостряется всё больше и больше. Практически каждый день все мы
становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или
наблюдателями конфликтного общения. Часто в роли так называемых
«благополучных», «нормальных» агрессоров, которые с раздражением
смотрят на окружающих и мимоходом отпускают саркастические замечания,
каждый также бывает нередко. Данная программа направлена на оказание
помощи детям среднего и старшего, подгот. дошкольного возраста,
имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно –
повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется
драчливостью, настороженностью, подозрительностью.
Цель: Создание условий для социализации детей в обществе по
средствам профилактики и корректирования агрессивного поведения
дошкольников
Задачи:
1. Снятие аффекта "неадекватности", формирование адекватной
самооценки детей.
2. Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция
социальных отношений детей.
3. Снятие чрезмерного напряжения детей.
4. Развитие и обогащение навыков конструктивного поведения.
Периодичность: 2 раза в неделю в течение 4 месяцев
Планируемые результаты:
- повышение уверенности в себе;
- снижение агрессивности;
- конструктивное поведение.
Критерии и показатели результатов:
Критерий Показатель эффективности Метод получения данных
Эмоционально-
волевой
- уменьшение уровня агрессии
- уменьшение чувства страха,
способности победить страх
- снизить привязанность
коммуникации, расширение
взаимоотношений детей
- активное участие в играх и
мероприятиях
Тест руки Вагнера
(Приложение 1)
Ценностно-
смысловой
- заинтересованность родителями в
успешном результате коррекции
- стремление понять мотивы
поступков ребенка, поддержать его
интересы
- наличие у родителей способность
к эмпатии, педагогической рефлексии и
самоконтролю
Тест-опросник
родительского отношения
А. Я. Варга
(Приложение 2)
- заинтересованность детьми
процессом коррекции
- самостоятельность детей в
коррекции сверстников (успокоить,
поговорить)
Наблюдение за работой
детьми в группе в свободное
время
(Приложение 3)
Поведенческо-
деятельностных
- умений строить взаимоотношения
в социуме без проявления агрессии
- наличие самоконтроля у детей
- способность самостоятельно
найти поиск решения проблемы без
проявления агрессии
- способность адоптироваться к
различным условия
Наблюдение за детьми в
свободное время
Наблюдение за детьми
вне детского сада (на
экскурсия и т. д.)
(Приложение 3)
Рефлексивный - удовлетворенность родителей и
педагогов изменениями в поведение
детей
- способность рефлексии у детей к
своим поступкам и речи
- способность в рефлексии своих
творческих работ
Методика определения
рефлективности мышления
(О. С. Анисимов)
(Приложение 4)
4. Тематический план
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю в течение 4 месяцев. Время
занятий устанавливается в зависимости от возрастной группы детей: для
средних – 20 минут, для старших – 25 минут, для подготовительных – 30
минут. Общий объем часов: средние – 11 часов, старшие – 13 часов,
подготовительные- 16 часов.
№ Тема Часы Ответственный
1. Давайте познакомимся!
Цель: Наладить позитивное и
доверительное отношение детей к себе.
1. Игра «Имя в ладошку»
2. Предложить детям рассказать о
своих интересах, любимом занятии.
Предложить сначала нарисовать, а
потом по желанию рассказать
3. Игра «Я хочу с вами дружить,
потому что….»
Согласно
возрастной группе
Педагог-психолог
Яблокова Т. А.
2. Моя семья!
Цель: Диагностика семейных
отношений, комфорт ребенка в семье
Педагог-психолог
3. Снятие психофизиологического
напряжения.
Цель: Снятие дискомфорта,
расслабление мышц, выплеск негативна.
Педагог-психолог
Физкультурный
руководитель
4. Я в мире других.
Цель: Закрепить способность
дифференцировать понятия «добро» и
«зло», осознание моральной стороны
поступков, научить детей способам
Педагог-психолог
Воспитатели
выражения сопереживания и сострадания.
5. Давайте пообщаемся!
Цель: Обучить детей эффективным
способам общения.
Педагог-психолог
6. Моя семья! (Занятие с родителями)
Цель: Спроектировать ситуацию, когда
родитель будет в роли ребенка, а ребенок в
роли взрослого. Дать возможность осознать
чувства своих близких.
Педагог-психолог
7. А давайте попробуем так.
Цель: Снять невербальную агрессию,
предоставить ребенку возможность
"легальным образом" выплеснуть гнев,
снять излишнее эмоциональное и
мышечное напряжение, направить энергию
детей в нужное русло.
Педагог-психолог
ФР
8. Индивидуальная работа с детьми.
Цель: Предоставить ребенку
возможность побыть собой. Диагностика
ситуаций, которые беспокоят ребенка.
Педагог-психолог
9. Доброта.
Цель: Вербализация испытываемых
чувств, закрепление положительной черты
характера (миролюбия).
Педагог-психолог
10. Доброта.
Цель: Вербализация чувств, их
осознание и закрепление.
Педагог-психолог
11. Спорт-здоровье.
Цель: Отреагирование агрессии.
Снятие психофизиологического
напряжения.
Педагог-психолог
Физкультурный
руководитель
12. Расслабление.
Цель: Снятие негативных настроений и
восстановление сил
Педагог-психолог
13. Моя тень.
Цель: Развитие эмпатии, снятие
агрессивности, развитие навыков
невербального общения.
Педагог-психолог
Воспитатели
14. Отдых на море.
Цель: Обучение ребенка управлению
своим гневом и снижение уровня
личностной тревожности.
Педагог-психолог
15. Драка
Цель: Снятие эмоционального
напряжения и выражение агрессии
Педагог-психолог
16. Это я, узнай меня
Цель: Развитие эмпатии, снятие
агрессивности.
Педагог-психолог
17. Ласковые слова
Цель: Снятие эмоционального
напряжения и выражение агрессии
Педагог-психолог
18. В Цветочном городе.
Цель: Воспитывать сочувствие,
coпереживание и осознание своих чувств
Педагог-психолог
19. Камешек в ботинке.
Цель: Отреагирование агрессии
Педагог-психолог
20. Передай настроение
Цель: Снятие негативных настроений и
восстановление сил
Педагог-психолог
21. А я ….
Цель: Снять невербальную агрессию
Педагог-психолог
22. Корзина эмоций (Занятие с
родителями)
Цель: Снятие негативных настроений и
восстановление сил
Педагог-психолог
23. Когда я сержусь …
Цель: Побудить детей спроектировать
последствия своей агрессивности в рисунке.
Педагог-психолог
24. Когда я сержусь (Индивидуальная
работа)
Цель: Побудить детей обсудить
рисунки, воспитывать чувства контроля,
перенаправление своего гнева
Педагог-психолог
25. Индивидуальная работа
Цель: Снятие негативных эмоций,
воспитание чувств эмпатии, сочувствия
Педагог-психолог
26.
27.
28. Что такое дружба?
Цель: Спроектировать у детей понятие
дружба, что она включает.
Педагог-психолог
29. Моя любимая игра.
Цель: Предложить детям
самостоятельно выбрать игру,
заинтересовать остальных. Воспитывать
уважение к остальной группе.
Педагог-психолог
30. Наши секреты (занятие с родителями)
Цель: Укрепить доверительные
отношения в семье.
Педагог-психолог
31. Индивидуальная работа.
Цель: Корректирование полученных
результатов и их закрепление.
Педагог-психолог
32. Давайте будем дружить!
Цель: Закрепление результатов
проделанной работы.