Анна Рубанникова
Программа для детей дошкольного возраста «Бумажные приключения». Квиллинг, торцевание
▼ Скачать + Заказать документы
МКУ СРНЦ «Полярная звезда»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Бумажное приключение»
квиллинг, торцевание
Воспитатель : Рубанникова Анна Анатольевна
Содержание
1. Введение
2. Квиллинг и торцевание – что это? Значение в развитии ребенка.
3. Квиллинг – материалы, создание элементов.
4. Торцевание – материалы, техника работы.
5. Перспективное планирование.
Квиллинг :
1. «Мухомор»
2. «Ветка рябины»
Темочки:
- Аппликации в технике квиллинг
- Аппликации в технике торцевания
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Квиллинг
- Квиллинг. Программа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
3. «Овечка»
4. «Виноград»
5. «Ветка-мимозы»
6. «Дождик»
7. «Осенняя береза»
8. «Цветок»
9. «Снежинка»
10. «Черепаха под пальмой»
11. «Черепаха под пальмой» (продолжение работы)
12. «Аквариум»
13. «Новогодняя игрушка»
14. «Открытка на Новый год»
15. «Васильки»
16. «Ландыш»
17. «Цветок»
Торцевание :
1. «Снежинка»
2. «Мухомор»
3. «Танк»
4. «Танк» (продолжение работы)
5. «Цветок»
6. «Цветок» (продолжение работы)
7. «Петушок»
8. «Петушок» (продолжение работы)
9. «Лебедь»
10. «Лебедь» (продолжение работы)
11. «Лебедь» (продолжение работы)
12. «Кленовый лист»
13. «Кленовый лист» (продолжение работы)
14. Коллективная работа «Летнее настроение»
15. Коллективная работа «Летнее настроение» (продолжение работы)
16. Коллективная работа «Летнее настроение» (продолжение работы)
17. Коллективная работа «Летнее настроение» (продолжение работы)
Кружковая работа в МКУ СРНЦ «Полярная звезда».
«Наши руки не для скуки»
1. Введение.
Известно, что дошкольный возраст - это период интенсивного развития творческих способностей детей. В каждом ребенке при рождении заложен огромный потенциал, но разовьются его способности или нет – зависит от того окружения, в котором растет и развивается ребенок. Множество развивающих образовательных задач можно решить занимаясь с детьми ручным трудом. И, что особенно важно – ручной труд способствует формированию у старших дошкольников компонентов учебной деятельности. В настоящее время перед педагогами стоит еще одна немаловажная задача выявлять и развивать способности одаренных детей.
Итак, т. к. мы считаем, что через разнообразную деятельность в кружке по ручному труду, дети получат прекрасную возможность для развития художественных способностей мы решили создать кружок под названием «Наши руки не для скуки».
Кружковая работа в детском приюте– одно из направлений творческого, социально-личностного и интеллектуального развития воспитанников, которое дает возможность выявить и развить творческие способности детей, удовлетворить индивидуальные познавательные, эстетические и творческие запросы.
Работа в кружке планируется таким образом, чтобы она не дублировала программный материал по художественному творчеству, а расширяла и углубляла сведения по работе с бумагой и с салфетками, также совершенствовала навыки и умения.
Важно учесть, что работа кружка организовывается с учетом:
• Интереса детей и добровольности выбора ими кружка
• Возрастных особенностей
• Организация рабочего пространства, т. е. места за детьми жестко не закреплены, дети могут свободно перемещаться по групповой комнате
• Имеют право отказаться от участия на занятиях кружка
Дети не любят однообразной монотонной деятельности, вследствие этого у них может пропасть интерес к работе. Поэтому на каждом занятии виды поделок меняются. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что несомненно будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Дети видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
При работе в кружке детям сообщаются задачи общеобразовательного характера, сведения о материалах и инструментах. Работа проводится с сентября по май, 1 раз в неделю, по 25 мин, во второй половине дня.
Целью нашего кружка является: развивать сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними.
Мы выделили следующие задачи:
• Развитие коммуникативных навыков
• Способствовать развитию мелкой моторики
• Познакомить детей с такими техниками как квиллинг и торцевание
• Показать разнообразные приемы работы с названными материалами
• Создавать условия для творческой деятельности
• Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
2. Квиллинг и торцевание.
Во время занятий квиллингом с детьми несомненно требуются сложные овладения тонким, координированными движениями руки также, как при обучениии письму, слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Конечно уже в дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику. Помогают в этом естественно, пальчиковые игры, массаж пальцев рук, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, ручной труд и т. д. Для продолжения развития мелкой моторики мы решили взять такие техники как Квиллинг и Торцевание. Ведь данные виды работ – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги и салфеток. Данные техники удивительны, с их помощью можно получить различные шедевры. Изготовление подарков, коллективных панно в этих техниках увлекает простотой изготовления очень
Красивых работ, развивает творческие способности, художественный вкус дошкольников. Эта работа требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. А все, это можно достичь в процессе систематических занятий и оказывает значительное влияние на личностное развитие ребенка.
Рассмотрим каждую из этих техник по-отдельности:
3. Квиллинг.
Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня или зубочистки. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга.
Освоив технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулятной, но чтобы она не наскучила дошкольникам необходимо играть с цветом и формами. Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки. После того как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.
Изучение основных элементов квиллинговой техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложного, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок. Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга.
Освоив основные элементы бумагокручения, ребятишки смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции.
Инструменты:
• Стержень или зубочистка (для наматывания тонких полосок)
• Клей ПВА, ножницы
• Длинные и тонко нарезанные бумажные полоски
• Линейка с круглыми отверстиями (для усложнения)
Элементы квиллинга :
Для их изготовления нужно наматывать полосу бумаги на зубочистку или другую палочку, затем отпустить и дать самой расправиться. Это свободная спираль.
После того как спираль размоталась, кончик аккуратно приклеиваем ПВА. Получился основной элемент квиллинга, спираль, который затем можем трансформировать в :
Каплю – зажмите один конец спирали
Изогнутую каплю – зажмите один конец спирали и немного загните
Глаз – зажмите два конца спирали
Треугольник - придерживая большим пальцем одной руки основание треугольника, сожмите большим и указательным пальцем другой руки 2 стороны треугольника
Стрелка – сделайте треугольник и сожмите концы основания треугольника друг к другу
Полумесяц – сожмите 2 конца спирали и загните их, для ровного изгиба рекомендуется загибать деталь о направляющую, например о круглый футляр губной помады
4. Торцевание.
Техника торцевания – метод работы с бумагой, который позволяет создавать в технике торцевания делаются с помощью мелких объемных элементов из бумаги. Для этих целей лучше использовать гофрированную, но ее цветовая гамма не слишком разнообразна, поэтому для создания ярких картин посредством торцевания можно использовать цветные салфетки и даже двухслойную туалетную бумагу. Объемный удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объемностью рисунка. Она представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения – квиллинга и при этом достаточно проста для того, чтобы использовать торцевание в детском саду, для старших дошкольников. Поделки элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торчком» или «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура.
Изготовление поделок методом торцевания – работа несложная, но чрезвычайно кропотливая, она требует усидчивости и аккуратности. Готовые работы могут стать не только замечательным подарком, украшением интерьера, но и предметом гордости для маленьких мастеров, а также источником вдохновения, мотивирующим на создание новых шедевров.
Для торцевания нужно салфетки на квадратики размером 1см*1см (можно больше, в зависимости от возможностей детей). Такой квадратик кладут на указательный палец, в центр его устанавливают стержень пасты для шариковой ручки (для больших размеров квадратов, можно использовать стержень от гелевой ручки) пишущим узлом вверх. Затем пальцами поднимают уголки квадрата и слегка обворачивают вокруг стержня. Теперь прижимаем. Сначала нужно выложить контур поделки квадратиками из бумажных салфеток, а потом уже заполнить серединку.
Образец.
1. Нарисуйте на плотной бумаге узор.
2. Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.
3. Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.
4. Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.
5. У вас получится трубочка торцовочка.
6. Постаьте ее на клей.
7. Выньте стержень.
8. Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
9. Мозаику в технике торцевание можно выполнять по контуру или делать сплошной.
Тематическое планирование на учебный год.
Квиллинг.
Цель: Знакомство с техникой квиллинг.
Сентябрь.
Занятие №1.
«Мухомор»
Задачи: Учить скручивать свободную спираль. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материалы: Готовая заготовка «Мухомора», зеленая цветная бумага белые полоски бумаги, ножницы зубочистка, клей ПВА.
Занятие № 2.
«Ветка рябины»
Задачи: Продолжать учить детей скручивать свободную спираль. .Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материалы: Готовая заготовка с изображением птички, полоски красной бумаги, зубочистка, клей ПВА.
Октябрь.
Занятие №1.
«Овечка»
Задачи: Закрелять умение скручивать свободную спираль.. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материалы: Заготовка «Овечка», полоски белой бумаги, клей ПВА, зубочистка.
Занятие №2.
«Виноград»
Задачи: Закреплять умение скручивать свободную спираль.. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материалы: Круг «Тарелочка», зеленая цветная бумага, зеленые полоски бумаги, клей ПВА, ножницы.
Занятие № 3.
«Ветка мимозы».
Задачи: Закреплять умение скручивать свободную спираль.. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Заготовка ветки с листьями, полоски желтой бумаги, клей ПВА, зубочистка.
Занятие № 4.
«Дождик»
Задачи: Учить изготавливать элемент «Капля».. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Заготовки «Облака», полоски синей бумаги, клей ПВА, зубочистка.
Ноябрь
Занятие №1.
«Осенняя лес»
Задачи: Продолжать учить скручивать элемент «Капля».. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду.
Материал: Заготовка «Береза», желтые полоски бумаги, зубочистка, клей ПВА.
Занятие № 2.
«Цветок»
Задачи: Закрепление умений скручивать элемент «капля». Сочетать элементы «свободная спираль» и «капля». Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Разноцветные полоски бумаги, картон, зубочистка, клей ПВА.
Занятие № 3.
«Снежинка»
Задачи: Закрепление умений скручивать элемент «капля». Сочетать элементы «свободная спираль» и «капля». Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Белые полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка, синий картон.
Занятие № 4.
«Черепаха под пальмой»
Задачи: учить детей делать элемент «Глаз», «Треугольник». Начинать выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка, картон, заготовка черепахи.
Декабрь.
Занятие № 1.
«Черепаха под пальмой».
Задачи: Продолжать учить детей делать элементы «Глаз», «Треугольник». Продолжать начатую работу.
Занятие № 2.
«Аквариум»
Задачи: Учить детей делать завиток. Создавать композицию из уже знакомых элементов.
Материал: Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка, картон.
Занятие № 3
«Новогодняя игрушка»
Задачи: продолжать учить делать элемент завиток. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Белые полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка, заготовки елочные игрушки, ленточки.
Занятие № 4.
«Открытка на Новый год»
Задачи: Закреплять полученные умения делать элементы. Составлять композицию. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка, заготовки Новогодних открыток.
Январь.
Занятие № 1.
«Васильки»
Задачи: Учить скручивать элемент стрелка. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка.
Занятие № 2.
«Ландыш»
Задачи: Закреплять полученные умения в скручивании знакомых элементов. Составлять композиции. Аккуратно выполнять работу. Развитие мелкой моторики. Воспитывать уважение к труду, усидчивость.
Материал: Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка.
Занятие № 3.
«Цветок»
Задачи: Учить собирать элементы в объемную композицию. Закрепление полученных умений.
Материал: Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, зубочистка, платилин.
Торцевание.
Цель: Учить детей работать в нетрадиционной технике - торцевание.
Занятие № 4
«Снежинка»
Задачи: Знакомство с техникой торцевание. Выполнение работы. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Белые квадратики салфеток, паста от ручки, синий картон, клей ПВА.
Февраль.
Занятие № 1.
«Мухомор»
Задачи: Продолжать учить детей работать в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Разноцветные квадратики салфеток, паста от ручки, цветной картон, клей ПВА.
Занятие № 2
«Танк»
Цель: Продолжать учить детей работать в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Разноцветные квадратики салфеток, паста от ручки, цветной картон, клей ПВА.
Занятие № 3.
«Танк»
Цель: Продолжать учить детей работать в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Занятие № 4.
«Цветок»
Цель: Продолжать учить детей работать в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца. (Работа выполняется при помощи взрослого).
Материал: Разноцветные квадратики салфеток, паста от ручки, цветной картон, клей ПВА, готовы заготовки цветов, палочки, ленточки, баночка, разноцветные полоски бумаги, зубочистка, баночка для горшочка.
Март
Занятие №1.
«Цветок»
Задачи: Продолжать учить детей работать в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Продолжать начатую работу. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца. (Работа выполняется при посильном участии взрослого).
Материал: Разноцветные квадратики салфеток, паста от ручки, цветной картон, клей ПВА, готовы заготовки цветов, палочки, ленточки, баночка, разноцветные полоски бумаги, зубочистка, баночка для горшочка.
Занятие №2
«Петушок»
Задачи: Продолжать учить детей работать в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА, заготовки Петушок.
Занятие № 3.
«Петушок»
Задачи: Продолжать выполнять работу в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА, заготовки Петушок.
Занятие № 4.
«Лебедь»
Задачи: Продолжать учить детей работать в технике торцевание, составлять композицию из разных цветов салфеток. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА, цветной картон, заготовка с нарисованной картинкой.
Апрель
Занятие № 1.
«Лебедь»
Задача: Продолжать учить делать сюжетную композицию, закреплять умение работать в технике торцевание., Подбирать цвета в соответствии с предметами. Продолжить начатую работу. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА, цветной картон, заготовка с нарисованной картинкой.
Занятие № 2
«Лебедь»
Задачи: Продолжать учить делать сюжетную композицию, закреплять умение работать в технике торцевание., Подбирать цвета в соответствии с предметами. Продолжить начатую работу. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА, цветной картон, заготовка с нарисованной картинкой.
Занятие № 3
«Кленовый лист»
Задачи: Учить детей создавать объемную композицию. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца. Развивать мелкую моторику.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА.
Занятие № 4
«Кленовый лист»
Задачи: Продолжать учить детей создавать объемную композицию. Продолжать начатую работу. Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание довести дело до конца. Развивать мелкую моторику.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА,.
Май
Занятия с 1 по 4-е.
Коллективная работа «Летнее настроение»
Задачи: Закреплять полученные умения, навыки в технике торцевание. Учить работать в коллективе. Доводить дело до конечной цели. Развивать мелкую моторику. Развивать аккуратность.
Материал: Разноцветные кусочки салфеток, паста от ручки, клей ПВА, нарисованная заготовка картины.
Литература
1. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И. : Контэнт, 2010. – 48 с/
2. Жукова, О. Рисуем нитками О. Жукова, Н. Юрченко Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.
3. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И. : Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с
4. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст] : пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.
5. Хелен, У. Популярный квиллинг. - И. : Ниола - пресс, 2008. - 104 с.
6. https:www.stranamasterov.ru