Гизатуллина Лилия
Программа детского лагеря для детей 10–14 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-педагогическое обоснование программы
Сегодня в сознании педагогической общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей.
Публикация «Программа детского лагеря для детей 10–14 лет» размещена в разделах
Однако общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, а так же с «трудными» детьми. Она особенно необходима в период зимних каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации оздоровительных лагерей в каникулярное время. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Зимний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Наш лагерь предполагает работу с трудными детьми (далее особенными). Чаще всего именно они остаются в каникулярное время за пределами школы и системы дополнительного образования - на улице или возле компьютера, телевизора. А кому как не им нужна профессиональная помощь педагогов и детский коллектив для восстановления утраченной веры в себя. И мы, организуя работу в лагере, готовы сделать жизнь детей более насыщенной, полной событий и встреч. Мы готовы в два раза больше дать этим детям то, чего им так не хватает в жизни – внимания, заботы, поддержки. Для этого нам необходимо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры в лагере должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления воспитанников детского дома группы риска в зимний каникулярный период.
Задачи
1. Профилактика детской безнадзорности в зимнее каникулярное время.
2. Организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних в каникулярный период.
3. Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.
4. Создание условий для развития физической культуры и спорта у детей.
5. Укрепление материально-технической базы летнего отдыха.
6. Развитие и укрепление связей детского дома, общественности, системы дополнительного образования детей на базе ГОУ «Детский дом №4» г. Усинска, культуры, здравоохранения в организации зимнего каникулярного отдыха, занятости подростков группы риска.
Пояснительная записка
В настоящее время в образовании происходит много перемен, прежде всего это изменение установки «ребенок для образования» на установку «образование для ребенка». Каким бы «нестандартным» ни казался ребенок, какого рода трудности он бы не испытывал, он должен иметь возможность реализовать свои потенциальные возможности в обучении и воспитании, причем обучении и воспитании успешном, укрепляющем веру в свои силы, стимулирующем интерес к знаниям, к умственному труду, к творчеству.
Данная программа может помочь «нестандартным» детям лучше понять себя, раскрыть свой внутренний потенциал, научиться жить в согласии с самим собой и окружающими его людьми, путем самопознания, самоанализа, рефлексии.
Методика проведения смены построена так, что позволяет интенсивным образом участникам лагеря пройти школу по социальному становлению личности и усвоению социальных нормативов через макро-сюжетно-ролевую игру, с одновременным усвоением теории о положительных качествах человека, создании позитивных лидерских качеств и формированию у подростков взгляда на себя как на человека, позитивно влияющего на окружающий мир, руководствующегося его мнением и вызывающим его интерес.
Особую роль в данном лагере играют неформальные лидеры, которые выдвигаются в процессе самоорганизации подростковых групп. Обстоятельства соревнований, игр и тренингов могут позволить им закалить лидерские качества характеров, отточить навыки управления группой, приобрести знания в различных областях гуманитарных технологий необходимых в дальнейшем учебно-воспитательном процессе.
Хочется подчеркнуть, что за столь короткое время удается передать ребятам осознание ответственности при принятии того или иного решения за его последствия, вариативности обсуждаемых путей развития тех или иных событий, оперирования категориями “ВЗРОСЛОГО” мира, навыков моделирования общественных процессов и проблемных ситуаций.
Педагогический аспект программы лагеря связан непосредственно с организацией воспитательного процесса и его развивающей направленностью. Это позволяет:
развивать личность ребенка с учетом его возможностей, потребностей, интересов;
создавать условия для социального роста детей, для их саморазвития, самосовершенствования, самопознания и самоопределения.
Взятые за основу организации социально-адаптационного процесса в лагере современные психологические аспекты общения, позволяют успешно управлять деятельностью ребенка. При этом общение рассматривается как совместная деятельность социального педагога, воспитателя и воспитанника, при которой ребенок приобретает новые неизвестные ему знания, умения и качества личности, а педагог помогает ему в этом, управляет целенаправленно его деятельностью.
Методы и приемы работы социального педагога и воспитателя в лагере, прежде всего, должны быть направлены на включение детей в успешную и осознанную деятельность, на развитие их личности и умение работать в коллективе, с коллективом, на индивидуализацию социальных требований через диалогические формы занятий. Но наиболее приемлемо для детей данного возраста – диалог, однако, используются и такие формы работы:
групповые формы работы;
рейды (название выбирается в зависимости оттого, что необходимо проверить);
работа групп актива;
разнообразные творческие работы воспитанников;
уроки творчества;
совместная подготовка, проведение и анализ мероприятий;
создание ситуации выбора (многовариантность заданий и действий);
ролевые игры.
По мнению психологов, ориентацию на успех необходимо формировать с детства. Позитивный психологический настрой, вера в себя, умение правильно реагировать на неудачу, целеустремленность и другие качества - все это составляющие успеха и этому необходимо учиться. Именно с этой целью мы и решили открыть лагерь по работе с трудными детьми в зимний период.
Данная программа – это один из этапов работы с трудными детьми, который проводится в течение учебного года многими специалистами детского дома. С той лишь разницей, что его можно назвать «отработка практических навыков самопознания и себя как личности». Именно в лагере дети могут сами планировать, составлять, выступать, анализировать всю свою работу, работу взрослых и сверстников. Хоть зимний лагерь и является небольшим (по продолжительности) периодом работы с трудными детьми, но по объему и качеству практических занятий он не уступает всему учебному году.
Цель программы : помочь «особенным» детям лучше понять себя, раскрыть свой внутренний потенциал, научиться жить в согласии с самим собой и окружающими его людьми, путем самопознания, самоанализа, рефлексии.
Задачи программы :
- развитие системы работы с «особыми» детьми в зимний каникулярный период;
- рост нравственной сознательности и активности особенных детей в условиях реализации программы;
- повышение качества и многообразия мероприятий по данной направленности.
Сроки реализации программы : 10 дней
Место проведения: ГОУ «Детский дом №4» Г. Усинска
Форма проведения: Дневная форма
Участники программы : воспитанники 5-9 классов
Основное содержание деятельности лагеря
Детский оздоровительный лагерь предполагается проводить в период зимних каникул в течение 10 дней.
Режим работы лагеря предположительно должен быть следующим:
РЕЖИМ РАБОТЫ
лагеря с особенными детьми
с дневным пребыванием
при ГУ РК «Детский дом №4». Усинска
№ Время Режим работы
1. 8.00 - 8.10 Прием детей
2. 8.10 - 8.25 Утренняя зарядка
3. 8.30 - 9.00 Завтрак
4. 9.00 - 12.00 Тренинговые занятия
5. 12.00-12.30 Обед
6. 12.30-14.00 Воспитательный час (по плану)
7. 14.00–14.30 Игры на свежем воздухе
8. 14.30 Дети возвращаются в свои семьи
Для того чтобы реализовать нашу программу, нам необходимо составить содержание деятельности лагеря и тематический план, которые бы включали в себя образовательные, досуговые, спортивные, тренинговые и другие мероприятия позволяющие получить знания, умения и навыки.
Содержание деятельности лагеря
Оргпериод: 1 день
Регистрация, анкетирование
Знакомство в отряде
Выбор органов самоуправления, планирование, общий сбор
Учеба подростков
Линейка
Открытие лагерной смены
Основной период:8 дней
1. Учеба актива: 4 дня
Организация органов самоуправления
Тестирование и анкетирование
Работа в отряде
Интеллектуальные игры
Подвижные игры
Занятия с подростками
Линейки
2. Показательная работа актива: 4 дня
КТД
Конкурс рисунков (в зависимости от тематики)
Спортивные мероприятия, проводимые вожатыми и детьми
Тематические беседы, экскурсии
Линейки
Итоговый период: 1 день
КТД «День правды», «День фотографии»
Совместное оформление альбома
Линейки
Закрытие лагерной смены
Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
Практика Всего
1 Тест «Лидер ли я?»
Психологическая игра «Адаптация»
Игры на выявление лидера 1 1
2 Методика исследования личностных особенностей детей 2 2
3 Работа с группой.
Игры для создания команд, коллективов.
Конфликт и как себя вести. 2 2
4 Организуй себя сам.
Чемодан знаний (комплекс ролевых упражнений) 1 1
5 Как провести беседу. Как говорить. Как слушать. 1 1
6 Тесты «Оптимист ли вы?», «Как вы относитесь к критике?», «Уверены ли вы в себе?»
Чемодан знаний (комплекс ролевых упражнений) 2 2
7 Микроигра «Киностудия» 1 1
8 Как подготовить выступление.
Стресс и борьба с ним.
Психологическая игра «Зеркало», «Скульптор и глина» 2 2
9 Игры «Телеграмма», «Ты - мое зеркало»;
Чемодан знаний (комплекс ролевых упражнений) 1 1
10 Игра «Чувство зрелости» 1 1
ПЛАН
воспитательной работы
лагеря с трудными детьми
с дневным пребыванием
при ГУ РК «Детский дом №4» г. Усинска
Цель - организация отдыха и оздоровления воспитанников группы риска в зимний каникулярный период.
Задачи
1. Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.
2. Организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних в каникулярный период.
3. Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.
4. Создание условий для развития физической культуры и спорта у детей.
Дата Мероприятие
- «День бантиков»
- Помоги себе – узнай себя! (Тренинговые занятие)
- Линейка
- Учеба актива
- «Память, память за собою позови…»
- Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты» (психологическая страничка)
- Линейка
- Учеба актива
- Беседа «Скажи «Нет» наркотикам»
- «Мы за здоровый образ жизни»
- Беседа с социальным педагогом Щербаковой Л. В.
- Линейка
- Работа актива
- «Воспитатель + воспитанник»
- «Что ты хочешь от жизни?» (учеба актива)
- Линейка
- Работа актива
- «Поиски зарытых тайн» (Поиски клада)
- «Научись расслабляться» (Тренинговые занятия)
- Линейка
- Работа актива
- Игра «Лидер»
- Линейка
- Работа актива
- «День самоуправления»
- «МиссЗима - 2015»
- Линейка
- Работа актива
- Подготовка к закрытию лагеря
- «А вам слабо?» (результаты мед. осмотра детей)
- Конкурс «Самый веселый отряд»
- «Чем мы можем поделиться с другими лагерями?» (подведение итогов)
- Линейка
- Работа актива
- «Оранжевый день»
- «Слет друзей» – закрытие сезона
- Линейка
- Работа актива
- Награждение лучших ребят.
- Оформление альбома.
Содержание программы
Данная программа является одним из этапов работы в детском самоуправлении. И разрабатывалась она исходя из ее основных положений. Однако основной ориентир в данном случае направлен уже не на теоретические знания, а использование полученного опыта детьми в течение года на практике. И в данном случае пришлось подкорректировать структуру программы.
Кратко структуру программы можно представить в двух этапах:
На первом этапе (первые 5 дней) большое внимание уделяется практическим коммуникативным упражнениям, ролевым играм и диагностике. Проводятся индивидуальные беседы и групповые дискуссии, где дети учатся выражать словами свои чувства и переживания литературным русским языком. В психологических играх и упражнениях у детей формируется новый опыт общения с людьми из разных ролевых позиций, отрабатываются навыки легкого вступления в социальные контакты.
Психодиагностика позволяет заметить начальный уровень свойств характера, самооценки, самоотношения и коммуникативной эффективности детей. Для психодиагностики
используются методики:
- Тест «Лидер ли я?»;
- Тест «Оптимист ли вы?»;
- Тест «Как вы относитесь к критике?»
- Тест «Уверены ли вы в себе?»
- Тест «Границы вашей решительности»;
- Методика исследования стилевых характеристик.
Всего первый этап программы рассчитан на 10 часов.
В результате освоения детьми первого этапа программы они получат представление о структуре человеческой личности, об основах психологии общения, об основных законах, действующих во время конфликтов и о способах преодоления этих конфликтов, научатся применять полученные знания на практике, смогут повысить свою самооценку и приобрести уверенность, смогут самостоятельно решать свои личные социально-психологические проблемы с родителями, учителями, сверстниками.
На втором этапе (вторая половина лагерной смены) акцент делается на работу детей в отряде : они учатся управлять детским коллективом (проводить физ. зарядку, помогать организаторам в подготовке, проведению и анализу ранее запланированных мероприятий в отряде, проводят с коллективом игры и т. д., учатся проводить общие мероприятия, линейки, рейды, делать анализ пройденного дня.
Всего второй этап программы рассчитан на 5 дней. На втором этапе программы дети могут на практике освоить большинство навыков и умений в области коммуникативной компетентности, сформируют широкий набор коммуникативных программ, приобретут устойчивую высокую самооценку, смогут овладеть навыками экспресс- и более длительного снятия стресса, будут способны легко включаться в общение с другими людьми и применять полученные социально-психологические знания в будущей жизни, могут научиться планировать свои и групповые дела на день, выступать на сцене, делать анализ.
На втором этапе работы социальный педагог оценивает работу детей (на заранее приготовленном «Экране успешности» выполнения своих обязанностей отмечается цветом:
- красным (с обязанностями справился успешно);
- синим (с обязанностями справился хорошо);
- зеленым (с обязанностями справился удовлетворительно).
Обычно дети справляются с возложенными на них обязанностями, и поэтому на экране не должно быть цветов, которые бы обозначали плохое выполнение работы. Заполняется этот экран в течение всей второй половины лагерной смены на каждого ребенка в отдельности, это дает шанс каждому ребенку продемонстрировать все свои возможности, а педагогам раскрыть ранее не замеченные способности у детей.
В конце смены подсчитываются цвета и дети, которые набрали больше красного цвета, выходят в финальную игру «Самый» – она является экзаменом для детей прошедших программу зимнего лагеря (количество детей не ограничено, но должно быть больше 3). Оценивает игру почетное жюри (педагоги).
Результатами всей программы является стимуляция саморазвития детей, которая поможет им сформировать способность управлять текущими событиями, выстраивать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе.
Конкретным результатом осуществляемой программы может быть “взрослость” человека так, а именно как целостность личности, не имеющей функциональной определенности и функциональных ожиданий по отношению к другим людям, а имеющей только потребность в отношениях с ними, причем распространяющееся и на всех взрослых независимо от того, как и что они ему сделали. Такая сверхзадача, конечно, невозможна без активного участия самого ребенка.
Обеспечение программы.
1. Методическое обеспечение.
Для реализации программы необходимо использовать:
а) набор психологических методик: “Автопортрет”, “Несуществующее животное”, “Опросник Басса - Дарки”, ДДО, тест описания поведения К. Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В. М. Русалова, тест на целеустремленность М. Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности.
б) компьютерные варианты тестов;
в) методические пособия для проведения игр и упражнений, разработанные психологической службой школы;
г) фонотеку музыкальных записей, используемых на занятиях.
Методики используются для составления личностного профиля ребенка, контроля межличностных отношений в группе, контроля изменений в личности ребенка и групповой динамики.
2) Материально - техническое обеспечение.
Учеба актива будет проходить успешно при наличии:
а) зала размером не менее 25 м. кв. ;
б) в зале должен быть палас, мягкие стулья, настенная доска для записей, комбинированное освещение, которым можно было бы управлять по желанию тренера;
г) музыкальный центр с дистанционным управлением;
д) компьютер;
е) аудио - и видеокассеты;
ж) цветные карандаши, краски, фломастеры, ручки шариковые, простые карандаши, ножницы, клей, кисточки;
з) бумага формата А-1 – А-4, тетради ученические.
Заключение
Программа профильного лагеря актива предоставляет возможность повысить индивидуальные коммуникативные умения, увеличить набор альтернативных видов поведения, научиться чуткости к собственным и чужим потребностям, укрепить свою самоидентичность и наметить направление будущего развития, повысить свою самооценку и чувство собственного достоинства. Все эти возможности способствуют адаптации и более “мягкому” прохождению этапов социализации детьми.
Являясь моделью реальных социальных отношений, группа, в которой работают участники программы, создает условия, в которых взаимодействии участников друг с другом оказывает такое же воздействие на индивидуальные установки и поведение каждого, какое можно наблюдать в повседневной жизни. А вновь приобретенные умения, опыт переживаний, полученные в искусственно созданной ситуации, могут легко и естественно переноситься во внешний мир.
В игровом пространстве процессы являются обратимыми, а само оно в целом - более контролируемым и управляемым, чем пространство реальной жизни, что предоставляет детям широкие возможности для эксперимента и выработки оптимальной стратегии поведения в каждом конкретном случае.
Еще одним преимуществом такой формы работы является возможность получения каждым участником обратной связи. Человек получает широкий спектр мнений, что само по себе уже является важным фактором в развитии личности. Значимые реакции других оказывают влияние на его оценку своих установок и поведения, облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы.
Использованная литература:
1. Бочкарев В., Опалихин В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах // Воспитание школьников. – 1995. - № 3, 4
2. Иванов В. Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Книга для старшеклассников. – М., 1991 г.
3. Жирякова А. А. Несколько слов об ученическом совете. // Классный руководитель – 2001 г. - № 2.
4. Сазонов В. П. Организация воспитательной работы в классе - М., центр «Педагогический поиск», 2000 г.
5. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколова. Пед. общество России, М., 1999 г.