Лариса Королёва
Профориентация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая статья затрагивает вопрос актуальности организации профориентационной работы в условиях современного ДОО.
Сегодня все чаще мы слышим словосочетание - профессиональная ориентация. Что это? Под ним подразумевают систему мероприятий, направленную на оказание помощи человеку в выборе будущей профессии путем выявления особенностей его личности, имеющихся интересов и способностей. Принято думать, что выбор профессии актуален лишь для выпускников средних школ. Однако не стоит забывать о том, что и трехлетний малыш начинает проявлять себя как личность. Уже в этом возрасте можно заметить его способности, наклонности, потребности, определяющие ту или иную деятельность. Доказано, что благодаря знанию психологических и педагогических особенностей дошкольника можно спрогнозировать его будущую профессию. Задача взрослых – дать ему как можно больше знаний в какой – то определенной области, тем самым расширяя выбор ребенка,
Публикация «Профориентация в детском саду» размещена в разделах
Дошкольное образовательное учреждение выступает в качестве первоначального звена в существующей в образовании преемственности по профессиональной ориентации. Именно в детском саду дети получают базовые знания о профессиях и их многообразии. Таким образом, малыши расширяют свои познания о занятости родственников, их трудовых действиях.
Актуальность ранней профориентации связана с тем, что многообразие профессий растет с каждым днем. При их выборе довольно просто растеряться. Технический прогресс провоцирует появление все новых видов трудовой деятельности и совершенствует уже имеющиеся специальности.
У скептиков возникает вопрос: «В каком возрасте ребенок способен выбрать свою дальнейшую профессию?». Ответить на него однозначно довольно сложно, на сегодняшний день это направление активно изучается и только начинает свой путь в практике работы дошкольных учреждений. Но в одном специалисты убеждены точно – формирование представлений дошкольников о мире профессий является важнейшим условием их социализации и гражданского становления.
По этой причине требуется систематическая и планомерная работа сотрудников ДОО с включением различных методов и приемов, способных привлечь внимание дошкольников к выбору будущей профессии.
Работая в данном направлении уже несколько лет, мы с уверенностью можем сказать об эффективности следующих форм взаимодействия с детьми:
• организация наблюдений за трудовой деятельностью взрослых (как в ДОУ, так и на прогулке);
• организация тематических экскурсий (в супермаркет, в пожарную часть, в аптеку итд);
• организация встреч с людьми разных профессий (как с социальными партнерами, так и с родителями воспитанников);
• составление описательных рассказов о людях разных профессий;
• решение проблемных ситуаций;
• педагогический прием «Карусель детских вопросов»;
• чтение художественных произведений о труде людей (Б. Житков «Обвал», В. Маяковский «Кем быть?», Б. Заходер «Строители», К. Чуковский «Доктор Айболит» и др).
В качестве одного из самых эффективных способов ознакомления детей с профессиями мы с уверенностью выделяем метод проектов, который позволяет дошкольникам погрузиться в исследуемую область путем интеграции разных видов деятельности.
Учитывая ведущий вид деятельности детей 3-7 лет, отдельно хотелось бы сказать об игре. Мы применяем в своей практике различные виды игровой деятельности.
К примеру, для ознакомления с миром профессий целесообразно использовать дидактические игры: «Лото», «Кому что нужно для работы», «Собери пожарного (врача, полицейского итд) на работу» и др.
Для закрепления имеющихся знаний подойдут театрализованные игры по произведениям («Айболит») или сказкам собственного сочинения («Как зверята лес потушили»).
Одним из популярных направлений сегодня является организация квестов. Такая игра сплочает детей в единой деятельности и позволяет обобщить имеющиеся знания.
Однако опыт показывает, что наибольшую эффективность показывает сюжетно-ролевая игра. Она максимально приближена к реальной жизни и прекрасно справляется с задачей углубления, обогащения и систематизации имеющихся у детей знаний о той или иной профессии.
В заключение отметим, что для достижения высоких результатов следует использовать все многообразие форм работы с детьми. Не стоит забывать и о взаимодействии с родителями и социальными партнерами. Лишь в этом случае можно сформировать у детей максимально отчетливое представление о мире профессий и подготовить их к осознанному выбору своей трудовой деятельности в дальнейшем.
Список информационных ресурсов
1. Коморова И. В. Выбор профессии – дело серьезное // Доп. образование и воспитание. — 2020. — № 8. — С. 27-31.
2. Пасечникова Т. В., Елькина С. В., Ефимова С. А. «Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации» - Самара Изд: ЦПО-2013.