Ольга Аденина
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольников посредством игр для развития межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.
Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Темочки:
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по – своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и акалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- зеркальное написание букв и цифр;
- псевдолеворукость;
- логопедические отклонения;
- неловкость движений;
- агрессия;
- плохая память;
- отсутствие познавательной мотивации;
- инфантильность.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
- проблемы в письме,
- проблемы в устной речи;
- в запоминании информации;
- в счете как в письменном, так и в устном;
- в целом восприятии учебной информации.
Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.
Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников
Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т. к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр - развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию.
Для ребят-дошкольников (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г. М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!».
Для профилактики речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста используются такие упражнения для развития межполушарного взаимодействия:
1. «Кулак-ладонь»
Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение. Сверху всегда должен быть кулак, снизу—ладошка.
2. «Ухо-нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
3. «Капитан»
Одну руку ставим «козырьком» около лба, следите чтобы большой палец был спрятан, а не торчал в сторону. Пальцы на другой сложите в знак «класс». Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук.
4. «Колечко»
Соедините кончик большого пальца правой руки с кончиком указательного левой. То же самое с большим пальцем левой руки с указательным правой. Таким образом образуется «кольцо». Большие пальцы—ведущие. Нижние пальцы отсоедините друг от друга, сделайте переворот вверх и снова их соедините. Повторите несколько раз.
Когда упражнение начинает получаться, усложняем его: большой палец правой руки уже касается не указательного, а среднего левой руки; большой палец левой руки—среднего пальца правой руки… и т. д. Доходим до мизинцев и обратно.
5. «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Упражнения для развития двух полушарий мозга детям и взрослым
Следующие упражнения подойдут и взрослым, и школьникам, и дошкольникам:
1. Взять левой рукой за нос, в то время как правая касается левого уха. Все время меняйте руки, стараясь не запутаться.
2. Вам понадобится бумага и две ручки. Старайтесь обеими ручками нарисовать симметричные рисунки. Начните с простого, постепенно переходя к сложному. Если упражнение даётся тяжело, попробуйте тренировать каждую руку по отдельности, с временем получится добиться синхронности.
3. Возьмите какой-нибудь предмет обеими руками. Затем начинайте махать им из стороны в сторону, включая не только кисти, так же локти, плечи
4. Ладонь правой руки положите на левое плечо, поверните шею в эту сторону, удерживая взгляд на чем-либо. Не торопясь, поверните шею вправо, посмотрите через него. Проделайте то же действие, переложите левую ладонь на правое плечо и взгляните через него.
5. Для следующего упражнения используйте стул. Поместите ладони на стул для лучшей опоры. Заведите правую ноги назад, а левую согните. Корпусом подайтесь вперёд. Перераспределите вес на левую ногу. Пятку правой ноги постарайтесь оторвать от пола. Затем, меняйте опору с одной ноги на другую. Повторите несколько раз, прежде чем сменить положение ног.
6. Напишите на бумаге разные названия цветов, так чтобы обозначение не совпадало с цветом, которым оно написано. Затем, постарайтесь прочитать громко, внятно, и не запинаясь.
7. Дотянитесь правой рукой до коленки левой ноги, проделайте такое наоборот
Развитию мозга хорошо помогают загадки, задачи на логику, кроссворды, шахматы, ребусы
8. Соедините ладони, затем поочерёдно перемещайте пальцы, создавая круг из указательного, среднего, безымянного и т. д. Чтобы упростить проделайте упражнение с каждой рукой поочерёдно, когда руки привыкнут, можно тренироваться одновременно.
ВАЖНО! ВО ВСЕХ ИГРАХ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.
Литература
1. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. С-П, издательство «Сага», 2002
2. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. - Ростов н/Д: Феникс 2019г.
3. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.