Виктория Поршнева
Профилактика зрительного утомления у детей дошкольного возраста
Профилактика зрительного утомления у детей дошкольного возраста.
Из всех органов чувств человека глаз
всегда признавался наилучшим даром и чудеснейшим
произведением творческих сил природы».
Г. Гельмгольц
В детском саду в коррекционной непрерывной деятельности одной из задач является охрана и гигиена зрения.
Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повышать общую и зрительную работоспособность и препятствовать утомлению глаз и связанных с ним расстройств зрения.
Публикация «Профилактика зрительного утомления у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время непрерывной образовательной деятельности, а поэтому контроль за ее длительностью и рациональным построением очень важен. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием непрерывной образовательной деятельности может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, чтению, длительному раскрашиванию картинок, обведение по контуру и т. д. требующим большого напряжения зрения.
Надо помнить, что частая и длительная работа на близком расстоянии очень утомительна для зрения и способствует его нарушению.
На коррекционных занятиях необходимо следить за тем, чтобы текст, рисунок, наглядное пособие, которыми пользуются дети, были достаточно контрастны с фоном - бумагой, доской. Важно, какого качества бумага используется для письма и рисования, на какой бумаге напечатано пособие и какого качества печать.
Нельзя разрешать детям писать на тонкой просвечивающей бумаге, а также на глянцевой, т. к. это очень утомительно для глаз.
При построении коррекционной деятельности необходимо учитывать продолжительность активного внимания детей, которое с возрастом повышается. Внимание детей и степень их утомления, в том числе и зрения, зависит также от методов ведения коррекционной деятельности. Чем интереснее, тем медленнее нарастает общее утомление и тем меньше устают глаз.
Целесообразно в непрерывной образовательной деятельности проводить гимнастику для глаз способствующую снятию зрительного утомления.
Зрительная гимнастика
Упражнения выполняются на рабочем месте в положении сидя, откинувшись на спинку стула.
1. смотреть прямо вперед перед собой в течение 2-3 с, затем на 3-4 с, опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 30 сек.
2. поднять глаза к вверху, опустить их к низу, отвести глаза в правую сторону, отвести глаза в левую сторону, повторить 3-4 раза.
3. поднять глаза к вверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать ими движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (15 сек.)
4. крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз (длительность 30-50 сек.)
После зрительной гимнастики, в подготовительной группе можно провести пальминг.
Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света
(на 1-2 мин., представить погружение в полную темноту. Открыть глаза.
Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между непрерывной коррекционной деятельностью.
Для этого можно провести в перерывах упражнение «Метка на стекле».
Пригласить детей к окну, посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение
транспорта и полет птиц.
Опыт показывает, что такие несложные упражнения, если их проводить ежедневно, помогают восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием непрерывной коррекционной деятельности неизбежно.
Успехов в работе!