Евгения Ковалева
Профилактика суицидального поведения в детско-подростковой среде
▼ Скачать + Заказать документы
План
1. Особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.
2. Психолого-педагогическая диагностика суицидального риска.
3. Принципы профилактической работы с несовершеннолетними.
1. Особенности суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте.
Публикация «Профилактика суицидального поведения в детско-подростковой среде» размещена в разделах
Анализ суицидальных проявлений подростков показал, что суицидальное поведение в этом возрасте, хотя и имеет много общего с аналогичным поведением у взрослых, все же несет в себе возрастное своеобразие. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему организму и личности в период ее становления.
Аутоагрессивные действия детей и подростков чрезвычайно опасны.
Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно – шантажирующим аутоагрессивным (агрессия, направленная на самого себя) поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на «второе рождение» характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Было бы ошибочно относить попытки детей и подростков к демонстративным действиям. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия. Опасность увеличивают также возрастные особенности.
У подростков формируется страх смерти, который, однако, еще не базируется на осознанном представлении о ценности жизни. «Метафизическая интоксикация», свойственная психологии подростка, выражается, в частности, в углубленном размышлении на тему жизни и смерти. Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
Кроме критерия осознанности намерения лишить себя жизни, для определения истинности покушения на самоубийство у взрослых анализируются способы реализации суицида и особенности поведения суицидента.
Анализируя суицидоопасные конфликтные ситуации, можно предположить, что для ребенка или подростка они могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако, некоторый максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы сложившейся ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные периоду детства и, создавали ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождали чувство отчаяния и одиночества. Все это делало даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной для ребенка и, особенно для подростка, что подчас недооценивалось окружающими взрослыми. Все это обуславливает повышенный суицидальный риск в пубертатном возрасте.
Если среди взрослых суицидентов со значительным перевесом преобладают мужчины, то в подростковой среде — ситуация обратная : среди девочек почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди мальчиков того же возраста. Дело здесь, по-видимому, не в половых различиях, а в опережающем развитии девочек в этом возрастном диапазоне.
Влияние возрастного фактора на суицидальный синдром достаточно явно прослеживается в следующих данных: влечению к смерти в острой форме подвержены 1,3% 10–11-летних подростков, 1,9% – в возрасте 12–13 лет, 2,7% – 14–15-летних и 4,5% – в возрасте от 16 до 18 лет. Объяснение этого феномена кроется в «пересоциализации» личности с детской модели взаимоотношений с окружающим социальным миром на взрослую, более ответственную модель поведения. Девочки же, раньше взрослея, острее чувствуют на себе этот процесс.
Своеобразием детско-подросткового этапа онтогенеза отличаются также мотивация и динамика суицидального поведения. Так, для детей характерны мозаичность, вариабельность пресуицидального статуса, что создает особые затруднения в распознавании угрозы самоубийства. Суицидоопасна в этом возрасте и скрытая депрессия. По мнению многих исследователей, депрессии у детей и подростков часто маскируются гиперактивностью, агрессией, что затрудняет ее диагностирование. Типичной для детско-подросткового возраста является также суицидоопасная группа, состоящая из подростков, отличающихся высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви и сексуальных отношений.
Закономерно, что у исследователей проблем суицида подростков встает вопрос, кто чаще всего совершает суициды. Кто из подростков входит в «группу риска»? Кто подвергается риску? Хотя определить, какой тип людей «суицидоопасен», невозможно, известно, что одни подростки подвергаются большему риску совершить самоубийство из-за специфических ситуаций, в которых они оказались, и специфических проблем, которые перед ними стоят. Вот кто находится в зоне повышенного суицидального риска :
• депрессивные подростки;
• подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
• подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
• одаренные подростки;
• подростки с плохой успеваемостью в школе;
• беременные девочки;
• подростки, жертвы насилия.
Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять любым другим неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.
Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента : эмоциональноой неустойчивости, повышенной внушаемости, сензитивности, импульсивности. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социально-психологической дезадаптации личности в пубертатном периоде.
Подводя итоги, отметим специфичные для подростков проявления.
• У подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть – это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого. Для них это в какой-то мере виртуальная игра.
• Для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники.
Причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной.
• На формирование суицидального поведения подростка может оказать подростковая субкультура.
• У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, т. е. идеи и намерения.
• Подростку очень трудно вербализовать (объяснить) что с ним происходит, описать свое состояние или проблему.
• Для подростка, нередко, страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть.
• Подростковый суицид – это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому».
2. Психолого-педагогическая диагностика суицидального риска
Учащиеся проводят в стенах образовательной организации около 240 дней в году. Это дает возможность педагогам наблюдать за детьми в различных ситуациях: на уроках, на переменах, на внеклассных мероприятиях. Поэтому основным инструментом выявления обучающихся, склонных к суицидальному поведению, является наблюдение.
Опорой для наблюдения может стать методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л. Б. Шнейдер, позволяющая определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков. Преимущество этой методики заключается в том, что ориентирована она на педагогов, классных руководителей. Дает основу для наблюдения за подростком, для опроса его родителей, друзей и педагогов. Также рассчитана на педагогов методика «Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков» (А. Н. Волкова, которая позволяет прогнозировать степень суицального риска подростков, примерная схема социально-психолого-педагогического обследования несовершеннолетних, совершивших попытку суицида.
Тестовые методики, опросники и анкеты, предназначенные для работы непосредственно с обучающимися, являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска. Специализированные опросники, предназначенные для оценки суицидального риска, делят на две группы:
1. Методики, включающие относительно прямые вопросы о наличии суицидальных мыслей и переживаний;
2. Опросники, выявляющие индивидуальные личностные факторы, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения суицида.
Широкое распространение получили клинические опросники, которые, чаще используют в медицинской психологии и психотерапевтической практике.
Любые опросники, предназначенные для работы с детьми разных возрастных групп, – инструментарий педагога-психолога образовательной организации. В работе специалистов психологических служб образовательных организаций психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования. Учитывая, что многие из них содержат прямые вопросы, использовать их рекомендуется только тогда, когда возможность суицида определена другими методами.
Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений :
1. Цветовой тест М. Люшера.
Позволяет определить психоэмоцио-нальное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет.
2. Тест выявления суицидального риска у детей А. А. Кучер, В. П. Костюкевич. Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся 5–11 классов.
3. Методика «Незаконченные предложения», вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева. Может использоваться для учащихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отноше-ние к прошлому и будущему, к жизненным целям.
4. Диагностика суицидального поведения подростков (Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для подросткового возраста). Методика предназначена для определения уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющая на формирование суицидальных наклонностей подростка.
5. Методика «Сигнал» (Иматон). Предназначена для экспресс- диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет.
6. Методика диагностики суицидального поведения М. В. Горской Предназначена для подростков 16–17 лет.
7. Опросник суицидального риска (модификация Т. Н. Разуваевой).
8. Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8–11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
9. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королева). Целью данного опросника является определение суицидальных наклонностей субъекта.
10. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсова. Способствует выявлению уровня ощущения одиночества личности.
11. Опросник С. Г. Корчагина «Одиночество». Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества подростка.
12. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А. Е. Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14–16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.
13. Опросник Басса-Дарки. Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Предназначен для детей подросткового возраста.
К сожалению, не всегда действия педагогов, психологов, родителей могут предотвратить суицид. В образовательной организации будут продолжать обучаться друзья, приятели, знакомые суицидента. С ними необходимо проводить мероприятия, помогающие справиться с кризисными последствиями завершенного суицида, направленные на предотвращение копирования суицида впечатлительными подростками. Для более глубокого понимания причин суицидального поведения даже в случае завершенного суицида классный руководитель или педагог-психолог, или социальный педагог, или заместитель директора должны провести анализ и оформить психолого-педагогическое заключение по факту завершенного суицида несовершеннолетнего.
3. Принципы профилактической работы с несовершеннолетними.
В образовательных организациях необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп.
Профилактическая работа должна быть направлена на формирование у детей и подростков позитивной адаптации к жизни, как к процессу сознательного построения относительно устойчивого равновесия в отношениях между самим собой, другими людьми и миром в целом.
При организации профилактики суицидального поведения несовершеннолетних необходимы следующие составляющие:
• Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование соответствующей информации в работе с педагогами и родителями.
• Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание им экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребёнка, снятие стрессового состояния.
• Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого
учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
• Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп при возникновении трудных жизненных ситуаций.
• Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи ребёнку и защиты его законных прав и интересов.
• Привитие детям существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
• Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
• Необходимо организовать работу по таким направлениям, как:
– работа с детьми и молодыми людьми, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления;
– работа с детьми и молодыми людьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке;
– работа с неблагополучными семьями.
В профилактической работе специалистам необходимо соблюдать следующие принципы:
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
• Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
• Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
• Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
• Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Программа профилактики суицидального поведения образовательной организации должна решать следующие основные задачи:
1. Работа с подростками, направленная на повышение групповой сплоченности в школе, реализация общешкольных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь, на изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
2. Работа с подростками группы высокого риска, направленная на снижение факторов риска (депрессия, чувство безнадежности, стресс, беспокойство и гнев) и усиление личностных ресурсов (формирование навыков решения проблем, саморегуляции, повышение самооценки, формирования круга социальной поддержки).
3. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, имеющими трудности в обучении и поведении, направленная на улучшение психологической адаптации, снижение вероятности развития антивитальных переживаний и аутоагрессивного поведения, повышение самооценки.
4. Просвещение по проблеме суицидов педагогов, родителей, что позволяет повысить осведомлённость о причинах развития суицидального поведения, способах совладания и тех ресурсах, которые можно использовать в качестве поддержки.
К профилактическим мероприятиям относятся:
• психологическое просвещение,
• тренинги,
• семинары,
• групповые дискуссии,
• разработка антикризисного плана действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях в образовательной организации.
Кроме того, профилактическая работа может быть как групповой, так и индивидуальной, с конкретным обучающимся, педагогами, родителями.
Индивидуальная и групповая работа с учащимися включает: планирование и проведение тренингов в группе, индивидуальных консультаций с детьми с целью нормализации их психического и психофизиологического состояния, выстраивания позитивного будущего, формирования позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками.
Совместная деятельность с классными руководителям заключается в повышении психологической компетентности педагогов через обучение учите-лей на педагогических советах, семинарах, курсах повышения квалификации (желательно с приглашением специалистов в области суицидологи) : о видах суицида, психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, «знаках», говорящих о суицидальных намерениях, о создании безопасной атмосферы в образовательном учреждении, возможностях получения помощи (для всех субъектов образовательной среды) в преодолении кризиса (с указанием мест её получения).
Работая с родителями подростков, необходимо планировать выступление на родительских собраниях с целью информирования родителей о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка, имеющего суицидальные намерения, создании безопасной психологической атмосферы в семье, о имеющихся психологических службах. Телефоны экстренной помощи в кризисной ситуации, ссылки на Интернет-ресурсы.
Профилактической работой необходимо охватить все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, а также сформулировать цели и определить систему мер по предупреждению суицидального поведения. Для эффективной профилактики необходима совместная работа педагогического коллектива, медиков (психотерапевтов, кризисных психологов, психиатров, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства.