Татьяна Зорина
Консультация «Профилактика самовольных уходов»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа «З» была организована в 2016 г. В группе проживали подростки разного возраста от 12 до 14 лет. Педагогический коллектив в течение периода 2016 – 2019 года не менялся. Педагогами группы в течение этого периода проводилась работа по профилактике правонарушений и самовольных уходов.
Цель профилактической работы заключалась в создании условий, обеспечивающих возможность нормального развития подростков, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста (предотвращению преступлений, правонарушений и самовольных уходов воспитанников и их социальной реабилитации)
Публикация «Консультация „Профилактика самовольных уходов“» размещена в разделах
Отсюда вытекали следующие задачи:
1. Развивать у подростков ответственность за свои поступки.
2. Содействовать осознанию каждым подростком своих поступков и взаимодействий со сверстниками.
3. Предоставить возможность моделировать и апробировать новые формы поведения.
4. Заниматься профилактикой рецидивов девиантного поведения.
5. Воспитывать у подростков основы юридической грамотности и законопослушного поведения.
6. Обеспечивать занятость воспитанников кружковой работой в соответствии с их интересами и склонностями в системе дополнительного образования центра.
Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в их отношении, о чем говорит ФЗ № 120 «О профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних». Также, 14 марта 2016 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Принят ЗАКОН РС (Я) «ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ», который говорит о следующих принципах ответственного родительства, коими мы с вами и являемся, уважаемые коллеги:
1) признание и осознание родителями ответственности за содержание, воспитание, обучение, развитие, здоровье, защиту прав и законных интересов ребенка;
2) добровольность выбора родителями способов, методов воспитания ребенка, не противоречащих законодательству и духовно-нравственным устоям общества;
3) равное участие родителей в воспитании и развитии ребенка;
4) реализация права ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам.
Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.
Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.
Каким образом ведется работа с целью профилактики самовольных уходов на семейной группе «З», я сегодня и хочу поделиться.
На сегодняшний день в группе «З» - 13 подростков, из них 4 были возвращены из приемных семей.
Состав практически менялся в течение всего года, поэтому работа строилась педагогами, исходя из планов индивидуального сопровождения. В первую очередь, внимание педагогов уделяется подросткам группы «особого контроля». Это подростки, которые состоят на различных видах учета, а именно: ВПУ – 8, ПДН – 2, КДН – 0.
Причины постановок на учеты подростков вызывают тревогу, поэтому выражается обеспокоенность педагогов в предупреждении и в пресечении всевозможных отклонений в поведении воспитанников, так как у большинства из них развивается чувство неуверенности в себе, тревоги, снижается интерес к окружающему миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозиться их интеллектуальное развитие.
Работа моих коллег на группе с этими подростками строится на основе доверия, понимания, умения выслушать и принять точку зрения каждого воспитанника; дать возможность каждому юноше найти в лице педагога друга, маму, наставника.
Несмотря на доверие к каждому воспитаннику, с него не снимается ответственность за совершенные ими поступки. Педагогами группы систематически организуются собрания разного характера: не только, когда в группе совершенно правонарушение, но и тогда, когда ребят необходимо похвалить за добрые дела. В процессе таких доверительных бесед, ребята сами учатся оценивать свои и чужие поступки, и выносят свое решение.
Сфера дополнительного образования играет огромную роль в системе профилактики правонарушений и самовольных уходов. Этот факт также не ушел от внимания моих коллег: 9 воспитанников, а это 98,5% заняты в спортивных секциях и кружках Центра и города на постоянной основе. И 3 воспитанника, что составляет - 1,5% вовлечены во внеурочную деятельность эпизодически, так как у этих подростков слабо развита эмоционально - волевая сфера, имеет место быть криминальное прошлое, с которым, к сожалению, ребята не могут справиться.
Педагогами группы проводятся творческие часы, вместе с детьми организуем и проводим семейные мероприятия, которые уже стали традиционными: «Дни рождения ребят и воспитателей», семейные ужины, приготовленные совместно, изготовление поделок и театральные постановки для малышей Центра и много других мероприятий, которые ведут к сплочению подросткового и взрослого коллектива, а главное помогают стать успешным каждому из них. Занимались элементами кулинарии. На таких мероприятиях группы присутствовали все воспитатели. Ребята видели, что взрослые умеют находить общий язык и радость в общении с ними. Необходимо постоянно помнить, что в интересной, заполненной трудом, спортом, активным досугом организации жизнедеятельности нет времени и желания мечтать о побегах и совершать их.
Необходимо применять разные формы работы с несовершеннолетними по профилактике самовольных уходов : индивидуальные, групповые, работу в микрогруппах, диалоговые интервью. Индивидуальная работа с несовершеннолетними строится на изучении их индивидуально – психологических особенностей, характера, стиля поведения. Мы можем отметить, что самовольные уходы воспитанников у нас имеют место быть. Один из воспитанников неоднократно нарушал правила центра: самовольно уходил за пределы учреждения, и благополучно возвращался домой самостоятельно. Профилактикой самовольных уходов у нас занимаются все воспитатели группы, у нас не бывает, так, что один воспитатель проводит индивидуальную работу, а другой только присутствует при разговоре. Если на, что - то беспокоит в поведении подростков, кто – то начинает вызывать тревогу то мы стараемся незамедлительно реагировать на такие факты, также привлекаем специалистов службы комплексного сопровождения. Специалисты Центра создают все условия для подростков, нуждающихся в социальной реабилитации: занятия психолога, диагностика, групповые и индивидуальные занятия психолога, мероприятия направленные на формирование позитивных интересов и профилактику отклонений в поведении, занятия по правовой грамотности. Формирующие позитивные интересы подростков, направлены на социально активное поведение в обществе: «Безопасность в быту, практические советы для будущих мужчин», «Первые правила личной гигиены», «Здоровье», профориентационные занятия «Кем быть», а также участие в социально значимых мероприятиях и акциях города, Для достижения результатов привлекались специалисты других учреждений: «Центра Спид», центра занятости населения, центральной городской библиотеки, городского краеведческого музея, МЧС. Мы прекрасно понимаем, что учеба подростков - это тоже профилактика девиантного поведения, если нет мотивации к учебе, то можно ждать и уходы с уроков, и не желание их выполнять. Каждый четверг проводится Совет профилактики. Подростками с девиантным поведением рассматриваются на Совете профилактики школ и Центра.
По мере совершаемых уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, попрошайничество. Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду.
Подростки должны приниматься нами, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви и понимания. Ненависть может только проявляться в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок. Одним из основных механизмов индивидуальной работы является динамическое наблюдение и контроль взрослого за волевым поведением ребёнка, что фиксируется в индивидуальных дневниках наблюдения на каждого из воспитанников.
Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.
В системе индивидуальной работы следует отметить ежедневный контроль успеваемости и посещаемости воспитанников школьных занятий, что позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях, в частности в организации дополнительных занятий с учителями предметниками, и предотвратить пропуски занятий по неуважительным причинам.
На начальном этапе индивидуальной работы является важным установление контакта с несовершеннолетними и мотивирование его на участие в работе. Несовершеннолетний соглашается на общение только тогда, когда ему интересен сам процесс и когда он чувствует, что его воспринимают как полноправного участника взаимодействия. В основе работы с ним должны лежать принципы диалогического общения. Особенностью такого контакта являются партнерские отношения с несовершеннолетним с целью совместного изучения конкретной ситуации и путей ее разрешения.