Ольга Абызова
Профилактика речевых нарушений у дошкольников посредством развития речевого дыхания
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на профилактику, которая поможет не только снизить количество речевых нарушений, но и предотвратить некоторые из них. Как одно из направлений в работе по профилактике речевых нарушений является работа над развитием речевого дыхания.
Публикация «Профилактика речевых нарушений у дошкольников посредством развития речевого дыхания» размещена в разделах
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Для того, чтобы речь звучала плавно, надо уметь быстро и достаточно глубоко вдохнуть воздух и медленно без резких толчков выдыхать его, пока произносится одно или несколько слов подряд.
Но у ребенка не хватает выдоха даже на одно слово: скажет часть слова и остановится, чтобы вдохнуть новую порцию воздуха, а иногда при этом вдохе продолжает говорить захлебываясь, из-за чего речь становится очень тихой. Такую речь трудно понять, а иные звуки искажаются и даже совсем не выговариваются, что делает речь еще более непонятной.
При толчкообразном выдохе речь звучит то тихо, то громко.
Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха, а не умения вдохнуть побольше воздуха.
С детьми дошкольного возраста рекомендуется начинать работу с непроизвольных и таких забавных для ребенка игровых упражнений:
Для детей младшего возраста: дутье на одуванчики весной и летом; дутье на легкие шарики, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики, дуть на них, дутье на разноцветные вертушки, приводить в движение крылья мельницы, звукоподражание домашним птицам или животным. Например: произнесение 3-4 слогов на одном выдохе: ко-ко-ко, га-га-га и т. д. (игра «Птицеферма»). Игра на духовых инструментах: (дудочках, губных гармошках, дутье на привязанные комки ваты, снежинки, легкие бумажные разноцветные птички, бабочки, пускание мыльных пузырей, игра «Чей пароход гудит лучше?»
Для детей старшего возраста рекомендуется проводить игру «Ныряльщики», дутье через соломинку в стакан с водой. Надувать воздушные шарики, резиновые игрушки. Дуть вверх, не давая упасть мыльному пузырю, пушинке, ватке, перышку, а еще интересно тянуть гласные звуки на выдохе «Кто дольше?» или свистящие и шипящие согласные (игра «Насос», «Пароход»). Произносить на одном выдохе слова, постепенно наращивая их количество, сначала одно слово, потом два, три, четыре и т. д., не доводя количество слов до перенапряжения. Нельзя допускать одышки, покраснения лица.
В таком же роде проговаривать предложения, постепенно увеличивая количество слов в предложении.
Перед игрой обязательно ставится определенная задача, цель, вводится элемент соревнования: например: «Мой пароход направляется в Москву, а твой в Тамбов. Чей скорее прибудет?» – это повышает интерес ребенка к игре.
Для развития диафрагмального дыхания можно использовать в летний период игровые упражнения с песком: «Выравниваем дорожку», «Дорога к другу», где дети с помощью воздушной струи выравнивают дорогу для машины, а также образовывают на песке дорожку от одной игрушке к другой. Затем, «Что спрятал песок?», «Колодец», «Секрет». Для этих игр используются одноразовые трубочки для коктейлей. Обращается внимание детей на то, что песчинки очень мелкие и легко разлетаются в разные стороны. Они могут попасть в глаза соседу, если дуть очень сильно. Поэтому дуть в трубочку надо медленно, плавно и аккуратно.
Такие игры полезно проводить ежедневно, в зависимости от возраста, от 2 до 6 минут.
При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос, а выдох через рот.
Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания.
Читая детям сказку, необходимо соблюдать правильное спокойное дыхание : перед каждой фразой, не торопясь, вдыхать через рот. Фраза не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3 - 5 слов для 3 - 4 лет, 4 - 6 слов - для старших детей.
Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.
Решающую роль в формировании правильной речи ребенка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребенком простым понятным ему языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует выбирать простые по построению предложения, делая между ними небольшие остановки, говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно, подчеркивая голосом нужные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным голосом.
Нельзя упускать из виду того, что маленький ребенок нередко с удовольствием слушает взрослых не потому, что заинтересован, о чем ему говорят, а потому, что наслаждается музыкой речи.
Литература
1. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление. М. : Сфера, 2005.
2. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. М. : Школьная пресса, 2007.
3. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб. : Союз, 2005.
4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Литур, 2005.
5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии, М. : Просвещение, 1989.