Анна Иванова
Профилактика речевых нарушений с помощью нейромоторных и логоритмических упражнений
Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей занимают одно из ведущих мест среди дисциплин, относящихся к области нормального и отклоняющегося развития (онтогенеза). Работа основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга. Сегодня нейропсихологическая диагностика и коррекция распространяются на новые практические сферы, в том числе и на работу в системе коррекции заикающихся дошкольников.
На протяжении уже нескольких лет педагогими группы г. Таганрога успешно реализуется нейропсихологичский подход в работе с заиканием на базе МБДОУ д/с «Здоровый ребенок».
Публикация «Профилактика речевых нарушений с помощью нейромоторных и логоритмических упражнений» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Нейропсихологическая диагностика и коррекция заикающихся дошкольников направлена на:
Определение уровня несформированности высших функций,
выявление компенсаторных возможностей,
становление и развитие дефицитарных психологических процессов.
Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями.
В работе специалисты опираются на определенные принципы нейропсихологической коррекции. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития. Коррекция начинается с воздействия на фоновые элементы. Таким образом, происходит опосредованное влияние на становление дефицитарных функций. Программа должна выстраиваться согласно степени развития мозговых процессов. Закономерности процесса интериоризации – базис прог. раммы, по которой прово. дится нейропсихологическая корр. екция в детском возр. асте. Упражнения дол. жны постепенно услож. няться, а посторонняя пом. ощь при выполнении зад. аний – уменьшаться. В резул. ьтате ребенок пере. ходит от совместной деятел. ьности к самостоятельной, руковод. ствуется сначала разве. рнутой, а затем свер. нутой инструкцией.
В рам. ках программы дол. жны предусматриваться зан. ятия в игровой фо. рме. Это необходимо для устра. нения напряженности, повы. шения мотивации, усил. ения эффективности деятел. ьности мозга без уще. рба здоровью.
Нейропсихо. логическая диагностика и корр. екция заикающихся дошкол. ьников осуществляются на осно. вании представлений о тр. ех функциональных мозг. овых блоках (в соотве. тствии с концепцией А. Р. Лу. рии). Особое вним. аниев работе с заик. анием уделяется устано. влению межполушарного взаимод. ействия. Оно необходимо для успе. шного течения вс. ех психических проц. ессов.
Первый мозг. овой блок счит. ается энергетическим, обеспе. чивает необходимый то. нус нервной сис. темы, способствует подде. ржанию оптимального сост. ояния бодрствования. Норма. льная активность орга. низма возможна тол. ько при стабильной его раб. оте. Возникающие нару. шения в функциях пер. вого мозгового бл. ока не позволяют реб. енку выполнять зад. ания, осуществлять ка. кую-либо деятел. ьность, играть. Сниж. ение активности это од. ин из основных симп. томов нарушения деятел. ьности энергетического бл. ока мозга. В та. ких случаях реб. енок пассивен, его не интер. есует окружающее. Его познава. тельная и двигательная актив. ность минимальна. Упраж. нения должны бы. ть направлены на стиму. ляцию активности че. рез двигательную, эмоцио. нальную и сенсорную (такти. льную, слуховую, зрите. льную) области. Иг. ры, которые предла. гаются ребенку, дол. жны содержать ритм. ичные движения. При эт. ом обязательно эмоцио. нальное подкрепление. Для стиму. ляции используются та. кже ароматерапия, мас. саж, водные проц. едуры. По мере увели. чения активности реб. енку можно предл. агать не только отде. льные ощущения, а бо. лее сложные их комп. лексы. Основные элем. енты, на которые опир. ается стимулирующая нейропсихо. логическая коррекция - упраж. нения, требующие от реб. енка удерживать опреде. ленный ритм. К при. меру, это может бы. ть ходьба под музык. альное сопровождение в зада. нном темпе, отстук. ивание на барабане пе. сни и пр. После то. го, как ребенок науч. ился держать од. ин ритм, ему даю. тся задания на их см. ену. В результате он стар. ается улавливать изме. нения и действовать соответ. ственно. В работе сле. дует также исполь. зовать приемы, кот. орые включает в се. бя комплексная нейропсихо. логическая коррекция (прог. рамма А. В. Семенович). К ним, в част. ности, относят деятел. ьность, направленную на формир. ование правильного дых. ания, что крайне благо. творно сказывается в раб. оте с заиканием. На обога. щение энергетического фо. на ребенка положи. тельное влияние оказ. ывает арттерапия, кот. орой в нашей гру. ппе занимаются не тол. ько педагоги, но и роди. тели.
Информационный мозг. овой блок. Он отве. чает за прием, перер. аботку и хранение свед. ений. Деятельность анализ. аторных структур орга. низма позволяет чело. веку слышать, вид. еть, запоминать и воспрои. зводить полученную инфор. мацию, а также сравн. ивать ее с уже имеющимися дан. ными. Нарушения эт. ого блока прояв. ляются в плохом опоз. нании картинок или реал. ьных предметов. В запущ. енных случаях реб. енок может да. же не узнавать знак. омые ему игрушки или объ. екты домашнего оби. хода. Если нару. шения касаются слух. ового восприятия, он пл. охо ориентируется в простр. анстве, не может устан. овить источник зв. ука, сопоставить с пред. метом, который его изд. ает. При тактильных наруш. ениях у ребенка форми. руется искаженное предст. авление о теле, замед. ляется развитие мел. кой и крупной мото. рики. Также отмеч. ается сбой в коорд. инации движений.
Тре. тий мозговой бл. ок Он отвечает за программ. ирование, регуляцию и конт. роль сложных ви. дов деятельности. Благ. одаря этому бл. оку обеспечивается орган. изация активного сознат. ельного психического пове. дения, составление прог. раммы и плана дейс. твий, а также
конт. роль их выполнения. При раб. оте с заикающимися дет. ьми, у которых эти фун. кции нарушены, ва. жно учитывать, что зан. ятия необходимо пров. одить только в игр. овой форме. Реб. енок не будет до. лго сидеть за сто. лом, слушать и выпо. лнять задания, кот. орые ему не хочется дел. ать.
Межполушарное взаимодействие имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр.). На следующем уровне не образуются связи между невербальными и вербальными функциями, затрудняется процесс анализа поступающей информации. В первую очередь необходимо развивать общую двигательную координацию. Для этого используются различные программы ЛФК, подвижные игры. На их основе выстраивается дальнейшая работа по развитию взаимодействия разных частей тела. Параллельно с заикающимся ребенком проводятся занятия с использованием мягких материалов. Он лепит простые фигурки из глины или пластилина, замешивает двумя руками тесто.
Релаксация в системе работы с проводятся на всех этапах коррекции. Их выполнение может сопровождаться музыкой. Детям предлагается на своем месте (за столом) положить на руки голову и закрыть глаза. Они могут также лечь на ковер на спину, вытянуть руки ладонями вниз вдоль туловища. При этом им предлагается представить какой-нибудь сюжет с их участием.
Занятие по логоритмике так же успешно реализуют нейропсихологический подход в условиях работы группы заикающихся дошкольников в детском саду.
В ходе практической работы сформировалась определенная его структура. В нее входят:
• Движения без музыкального сопровождения, предполагающие разные виды ходьбы.
• Танец.
• Пальчиковая гимнастика, предполагающая соблюдение определенной интонации.
• Дыхательная гимнастика, делающая упор на силе выдоха, с элементами релаксации.
• Песня в сопровождении жестов.
• Артикуляционная гимнастика, включающая элементы мимических упражнений.
• Разучивание четверостиший с использованием движений.
Особенности проведения нейропсихологической работы
Все упражнения выполняются по подражанию. В процессе проведения занятий педагог должен выбрать место так, чтобы его лицо было видно каждому ребенку, чтобы можно было повторять артикуляцию и мимические движения, и движения общей моторики