Михаил Дукин
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
Плоскостопие – характерная деформация стопы, при которой происходит уплощение продольного или поперечного свода.
Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении. Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций.
Публикация «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопия является одной из причин нарушения осанки.
В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т. д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.
Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорнодвигательной системы организма. В возрасте 3 - 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы, и закрепить правильный свод стопы.
Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы стоп, противодействие развитию деформации стопы и коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения направленные на развитие силы и эластичности мышц голени, стопы, и связок аппарата голеностопного сустава.
Диагностика детского плоскостопия
Основными причинами развития этой патологии у детей считаются :
лишний вес, ожирение;
малоподвижный образ жизни, низкая физическая активность;
недостаток кальция и витамина Д;
неправильно подобранная обувь;
излишне долгое хождение в обуви (ребёнок должен больше времени проводить босиком);
перенесённые заболевания (рахит, полиомиелит, ДЦП) и травмы (переломы стопы, лодыжки).
У большинства малышей ортопедическая патология не проявляется никакими симптомами и дефект замечают родители или врач-педиатр.
Иногда наблюдаются:
боль и/или судороги в ногах, особенно в стопах;
изменения в походке;
дискомфорт при ходьбе;
неравномерный износ каблука;
боль в ногах после занятий спортом и/или других физических нагрузок.
Если у ребенка проявляются какие-либо из этих симптомов, следует проконсультироваться с детским ортопедом. Состояние обычно диагностируют при визуальном осмотре стопы и проведении подографии (плантографии). В ходе обследования врач определяет объем движений в голеностопном суставе, обращает внимание на характер походки. Полезную информацию дает осмотр обуви ребенка (специфика износа). В некоторых случаях понадобится сравнительный анализ развития стопы на протяжении короткого времени роста ребенка (осмотр раз в полгода-год).
Для определения степени плоскостопия потребуется рентгеновский снимок в двух проекциях. После выявления дисфункции и точной оценки уровня деформации врач назначит комплексное лечение.
Для предупреждения плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры :
1. Рациональное питание, которое является залогом оптимального формирования опорно-двигательного аппарата.
В ежедневном питании ребёнка должно быть достаточное количество белка, в том числе животного происхождения, а также углеводов, минеральных солей (кальций, фосфор, магний) и витаминов «А», «В», «С». Детям показаны молочные и кисло-молочные продукты (молоко, творог, сыр, сметана, сливочное масло, овощи (зелёный горошек, лук, морковь, фасоль, крупы, яйца, морепродукты, фрукты и ягоды.
2. Правильно подобранная обувь.
Обувь для ребенка должна быть с небольшим каблучком (пол сантиметра, мягким супинатором и жестким задником. Нельзя носить слишком тесную обувь и обувь на плоской подошве. Ребенку не следует донашивать чужую обувь.
3. Двигательная активность.
Необходимо вести активный образ жизни, выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы)
4. Профилактические упражнения.
Необходимо регулярно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы и голени, а также тонизировать мышцы стопы ходьбой босиком по песку, траве, гальке, прочим неровностям или по специальному коврику. Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке.
Лечение и профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, которые можно выполнять в домашних условиях
Упражнения в ходьбе:
на носках
на пятках
на наружной стороне стопы
с согнутыми пальцами ног
одна нога на пятке, другая на носке
ходьба «гусиным шагом»
ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь
ходьба по набивным мячам
Упражнения в положении стоя:
стоя, стопы параллельно, руки на поясе: подниматься вместе и попеременно на носки
приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки, вместе и попеременно
перекат с пяток на носки и обратно
сведение и разведение пяток
сокращение стоп с продвижением вперед
из положения ноги вместе в положение ноги врозь разводя поочередно носки и пятки врозь и обратно
полуприседания и приседания
присед, стоя на гимнастической палке
балансировка, стоя на набивном мяче
Упражнения в положении сидя:
поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя
согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п.
согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры
ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп
сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения по максимальной окружности в обе стороны, поворот стоп подошвами внутрь
приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
Упражнения и игры с предметами:
«Каток» - ребенок, сидя на стульчике, катает вперед-назад мяч, валик или палку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
«Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень, сначала одной. Затем другой ногой.
«Сборщик» - ребенок собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
«Художник» - карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
«Носильщик» - ребенок сидит на полу и поднимает кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, кладет на пол. Затем кубик перенести в левую сторону.
«Медуза» - ребенок сидит на стульчике, на одной стопе лежит платочек. Ребенок подбрасывает платочек вверх и ловит его стопой. Сначала выполняет одной ногой, потом другой.
Также можно ходить босиком по гимнастической палке, по ободу обруча, по мешочкам с различным наполнителем (пуговицы, бусины, фасоль, песок, керамзит и т. д., по самодельным массажным коврикам, ползать по веревочной лестнице.
Массаж при плоскостопии у детей способствует нормализации тонуса мышц, улучшает кровообращение, уменьшает боль. Следует не только массировать стопы малыша, но и использовать специальные коврики, валики, мячи. Полезна ходьба босиком по неровным поверхностям: гальке, песку, ковру с высоким ворсом.
Упражнения при плоскостопии у детей помогают укрепить мышцы, связки, способствуют формированию правильной походки. Гимнастику следует проводить ежедневно, выполняя рекомендованный врачом-ортопедом комплекс, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры. Упражнения простые: ходить на носочках, крутить ступнями по и против часовой стрелки, поднимать ножками с пола мелкие предметы.
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста начинается с выбора правильной обуви. Обязательно наличие мягкого супинатора, жесткого задника, каблука высотой около 0,5 см. Обувь должна быть строго по размеру и четко фиксировать стопу.
После установления характера и степени уплощения стопы специалист подбирает ребенку ортопедические корригирующие вкладыши, представляющие собой конструкцию с пронатором в передней части и супинатором в пяточной области. Такая стелька способствует уменьшению растяжение мышц за счет правильного положения стопы, что необходимо для восстановления ее физиологической формы. При жестком плоскостопии заказывают специальную ортопедическую обувь с высокой шнуровкой.
Почему важна своевременная терапия детского плоскостопия
Лечение плоскостопия у ребенка следует рассматривать как основной способ профилактики ортопедических и других проблем. При отсутствии терапии детское плоскостопие может в дальнейшем привести к изменению походки, артрозу суставов нижних конечностей (в т. ч. в первую очередь самой стопы, варикозу, развитию сколиоза или прогрессированию остеохондроза и болевого синдрома позвоночника.
Список использованной литературы
Александрова В. А. Здоровье вашего ребенка: Новейший справ. / В. А. Александрова Ф. Н. Рябчук, М. А. Красновская. - СПб. : Сова; М. : ЭКСМО, 2003. - 767 с.
Волосникова Т. В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.04 / Т. В. Волосникова. - СПб. [б. и. ], 1999. - 22 с.
Коновалова Н. Г. "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Метод. рекоменд. ФГОС" Издательство: - СПб. Учитель, 2020.