Антонова Анна Александровна
Профилактика плоскостопия у детей 4–5 лет в процессе организации цикла занятий «Веселые ножки»
Одной из самых частых проблем в физическом развитии детей дошкольного возраста является плоскостопие. Это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое проявляется в деформации свода стопы. Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге и прыжках, служит для опоры и амортизации толчков и ударов при ходьбе.
Чаще всего плоскостопие наблюдается у детей с ослабленным мышечным аппаратом. Это связано с тем, что большую часть свободного времени дошкольники проводят в статичном состоянии, активным играм предпочитают просмотр мультфильмов и компьютерные игры.
Публикация «Профилактика плоскостопия у детей 4–5 лет в процессе организации цикла занятий „Веселые ножки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников.
В нашей группе есть дети с диагнозом «плоскостопие», поэтому мы проводили коррекционно-профилактическую работу.
Цикл занятий «Веселые ножки» рассчитан на детей 4-5 лет, продолжительность - 15-20 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в рамках двигательной активности после дневного сна. Один комплекс занятий рассчитан на неделю. В своей работе мы ставим следующие задачи:
- укрепление мышц стопы и голени ног у детей;
- правильная постановка стопы при ходьбе;
- повышение уровня физической подготовленности;
- развитие чувства ритма, умения двигаться под музыку.
Для того чтобы коррекционно-профилактическая работа была успешной, в нашей группе мы создали развивающую предметно-пространственную среду – массажные коврики, дорожки здоровья с различными наполнителями, поролоновые палочки и трубочки, мешочки с крупами (фасоль, гречка, песком и шишками, массажеры (СуДжок, деревянные роликовые, массажные мячики); мелкие игрушки.
В структуру оздоровительных занятий входят : основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, коррекционные упражнения, упражнения на равновесие, дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа. В конце обязательно проводится рефлексия.
Во время оздоровительных занятий ребята занимаются босиком или в тонких носках (в зависимости от погоды, времени года). Эмоциональному комфорту детей способствует музыкальное сопровождение. Для поддержания интереса детей все комплексы проводим в игровой форме.
Для снижения статичности и нагрузки на стопу упражнения делаются преимущественно сидя, лежа, с частой сменой положения ног.
Большую часть занятия занимают корригирующие упражнения: «Великаны и гномики», «Лягушата», «Ежик», «Гусеница», «Переложи платок» и другие. Они воздействуют на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы и способствуют укреплению мышц конечностей и стопы.
Массаж и гимнастика в этом возрасте значительно укрепляют и развивают все органы и системы, улучшают обмен веществ, способствуют повышению защитных сил организма ребенка. Мы ходим босиком по камешкам, песку, траве, палкам, а также по массажным коврикам.
Для большей результативности проводимой работы необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Для родителей воспитанников нами были разработаны консультации “Обувь для детей дошкольного возраста”, “Наши ножки шагают по дорожке”, “Здоровье начинается со стопы”, “Профилактика плоскостопия у дошкольников”; составлены рекомендации по выполнению профилактических упражнений в домашних условиях.
В начале учебного года для родителей был организован мастер-класс по изготовлению пособий для профилактики плоскостопия. На нем родители изготовили массажные следы и коврики из разных материалов. Таким образом, была существенно пополнена среда группы. Нетрадиционное оборудование, изготовленное руками родителей, пользуется большой популярностью среди детей. Видя это, многие родители изготовили подобный инвентарь для занятий дома.
В течение учебного года проводили совместную двигательную активность детей и родителей : разучивали комплексы корригирующих упражнений, играли в игры для профилактики плоскостопия «Дождь», «Переправа», «По кочкам», преодолевали препятствия, выполняли задания индивидуально и в парах.
По результатам проведения цикла занятий «Веселые ножки» нами была отмечена положительная динамика: дети стали ставить ногу при ходьбе правильно, научились прыгать легко, на двух ногах, укрепились мышцы ног и стопы; повысился уровень физической подготовленности детей. Дошкольники активно и с удовольствием организуют самостоятельной двигательную деятельность с использованием оборудования для профилактики плоскостопия