Татьяна Пришибская
Профилактика плоскостопия. Семинар для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей - профилактика плоскостопия.
Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым и жизнерадостным. Но, к сожалению, состояние здоровья детей в наше время имеет тенденцию к ухудшению, несмотря на все достижения медицины. У многих детей врачи выявляют хронические заболевании. Одно из таких заболеваний – плоскостопие. По данным статистики, более 65 % к школьному возрасту приобретают плоскостопие. Именно о нём сегодня и поведём речь.
Что же всё-таки такое плоскостопие?
Публикация «Профилактика плоскостопия, Семинар для родителей» размещена в разделах
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Плоскостопие – это физический недуг стопы, при котором стопа становится уплощённой, в особо запущенных случаях абсолютно плоской, т. е. подошва всеми своими точками касается поверхности. Проще говоря, это деформация стопы.
Плоскостопие может быть врождённым и приобретённым. Может возникнуть в любом возрасте, и обусловлено, в первую очередь, образом жизни.
Причинами развития плоскостопия у детей обычно бывают:-
- раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неудобная обувь. А также ряд заболеваний (перенесенный рахит, полиомиелит). Особенности состояния здоровья: частые простуды, хронические болезни, травмы стопы и голеностопного сустава (вывихи, переломы, недостаточная двигательная активность и т. д).
Агрессивными для стопы являются паркет, ламинат, линолеум другие твёрдые покрытия, в том числе толстая подошва, при которой мышцы и связки стопы не работают. Все знают, что неработающие мышцы атрофируются. Первопроходцы космоса, возвращаясь на родную землю, не могли ходить (сказывалось длительное нахождение в невесомости). Пришлось мышцы и связки в космосе нагружать при помощи тренажёров.
Немаловажно знать, что донашивание чужой обуви приводит к утяжелению заболевания. Разношенная чужая обувь неправильно распределяет нагрузку на стопу. Получается, когда мы дарим сапожки, из которых наш ребёнок вырос, то оказываем медвежью услугу.
В дошкольном возрасте стопа только формируется, поэтому очень важно, чтобы она приняла правильную форму.
Лечить плоскостопие возможно, и делать это нужно как можно раньше, ещё до окостенения скелета (12-16 лет). Лучше плоскостопие предупредить.
Профилактика плоскостопия в детском возрасте и направлена на укрепление связочного аппарата.
Важно в целях профилактики плоскостопия
- проходить ежегодный осмотр у ортопеда,
- правильно подбирать обувь (детская обувь должна быть с небольшим каблучком, жёстким задником и рессорным супинатором — своеобразными «камнями» и «шишками» под ногами).
- выполнять специальные упражнения.
- массаж (лучше проводить массаж после упражнений).
- Ходить босиком по песку, земле, траве, камням - это естественные стимуляторы для формирования правильного свода стопы.
1 слайд. Титульный лист
2 слайд Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Здоровые стопы – правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли. Правильная походка и правильное распределение массы тела по поверхности земли – здоровые суставы и мышцы. Здоровые суставы и мышцы – здоровые внутренние органы. Ещё в древности люди определили, что на стопе находится множество биологически активных точек, которые связаны со всеми внутренними органами.
Если стопы не в порядке, то человеку грозит не просто ломота в ступнях, но и много чего ещё невесёлого. Для правильного формирования сводов стопы нужна постоянная стимуляция мышц и связок. Своды стоп без нагрузки ленятся и провисают: приобретается плоскостопие.
3 слайд В детских садах создаются необходимые условия для систематического, профилактического влияния на организм ребенка. Детям предлагаются различные упражнения, которые заставляют работать стопы. В ход идут палочки, бумажки, ленточки и другое. Хотелось бы, чтобы и дома родители не упускали время благоприятное для формирования правильного свода стопы. Тем более, что такие предметы всегда найдутся под рукой. Кстати сказать, вместо бумаги и ленточек могут быть любые мелкие предметы (игрушки, кусочки ваты, платочки, карандаши)
4 слайд Сейчас многие фабрики предлагают большой выбор различного инвентаря, изготовленного из современных материалов, имеющих интересные формы и яркую окраску. В своей практике мы успешно используем различное традиционное и нетрадиционное оборудование, предназначенное для профилактики плоскостопия (массажные дорожки и коврики, диски, игры). В каталогах подробно расписаны их назначение, величина, количество и стоимость. Речь не идёт о приобретении громоздкого и дорогостоящего инвентаря, возможно и в домашних условиях, имея минимум затрат, изготовить нужное оборудование. Стоит лишь немного потрудиться, включив воображение и творческие идеи.
5 слайд. Для создания массажных ковриков и дорожек подойдут обыкновенные пуговицы одинаковой или разной величины. Основой может быть ткань, дерматин, коврик для ванной комнаты и тд. Теперь вооружились терпением и через некоторое время у кровати вашего ребёнка отличный ортопедический коврик. Пуговички будут пробуждать стопы вашего малыша.
6 слайд. Все дети любят рисовать, то и дело приходится покупать на смену старым фломастерам новые. Не спешите выбрасывать изрисованные фломастеры. Они могут послужить для прекрасной работы с рецепторами стоп. Коврик яркий и красивый. Наступаешь на него, сменяются ощущения, устанавливается спокойное и хорошее настроение. Хотите солнышко в середине зимы, пожалуйста – крышки от гуаши или от бутылок из-под кисломолочных продуктов и крышки всё от тех же фломастеров.
7 слайд. Для ортопедических ковриков большой популярностью пользуются крышки от обычных пластиковых бутылок. Достаточно шилом сделать в них дырочки и пришивайте на здоровье как пуговицы. Ещё лучше будет, если из них сделать сплошной коврик, пришив их дном к основанию. Придётся, конечно, всё терпение собрать в кулак, но за то каков результат, а главное польза.
8 слайд. А с губками и мочалками вообще всё просто. Чем жёстче мочалка, тем лучше. Пришили и ходите на здоровье по своей эксклюзивной дорожке.
9 слайд. Различные шнуры и верёвки тоже могут сослужить добрую службу в умелых руках. Творите, выдумывайте, комбинируйте на радость ребятишкам. Они могут ходить по верёвочной дорожке с поворотами. За одно и вестибулярный аппарат тренируется. Для наших целей подойдё т множество разных предметов: как старый конструктор типа лего, так и обычные палочки, вставленные в прошитую клеёнку.
10 слайд. если вы заметили, что ребёнок косолапит, сделайте дорожку со следами. Как говорится, пятки вместе – носки врозь. Заниматься нужно регулярно, красивая походка ещё ни кому не помешала. А если вы нашьёте на следы бусинки, шнурки или пуговицы – будет двойная польза.
11 слайд. Полезен для стоп и создаёт приятные ощущения коврик с наполнителем. Это может быть крупа, узелки их бельевой верёвки или даже бочонки из лото.
Не теряйте время, даже если поставлен диагноз – плоскостопие, нужно не дать прогрессировать болезни. Не забывайте – здоровые стопы – здоровый весь организм.
.
Список используемой литературы.
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М. : ТЦ
Сфера, 2007.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. –М. : ТЦ Сфера, 2006.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Учеб. Пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М. Изд.
Центр «Академия», 2002.
4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
5. Грядкина Т. С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»; Учебно-методическое пособие / науч. Ред. : А. Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. -160с.
6. Анисимова М. С., Хабарова Т. В. Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. Методический комплект программы «Детство». СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
7. Хабарова Т. В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с.
Лечебная физкультура при плоскостопии
Исходное положение «сидя». Ноги согнуты в коленных суставах, стопы параллельны.
1. Приподнимание пяток вместе и попеременно.
2. Не отрывая носков от пола, сведение и разведение пяток.
3. Захват стопами мяча и приподнимание его.
4. Катание подошвами палки.
5. Перекладывание пальцами ног мелких предметов, платочка, карандашей, кусочков ваты
Исходное положение «стоя».
1. Стопы параллельны на ширине стопы. Руки на поясе. Перекат с пяток на носки и с носков на пятки. Приподнимание на пальцы обеих стоп одновременно, затем чередуя стопы.
2. Встать на наружные края стопы и вернуться в исходное положение.
3. Стоя, стопы параллельны. Поочередное поднимание пяток без отрыва пальцев стоп от пола.
4. Стоя, носки вместе, пятки врозь. Полуприседания и приседания.
Ходьба.
1. на носках;
2. на наружных краях стоп;
3. на носках в полуприседе;
4. по наклонной поверхности на носках вверх и вниз;
5. по ребристой поверхности;
6. по массажному коврику.
Мышцы, участвующие в поддержании сводов стоп, можно укреплять и в естественных условиях – ходьба босиком по песку, рыхлой почве, гравию; плавание.