Лариса Харченко
Профилактика плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Стопа ребенка более склонна к деформации, но она может легко возвращается в нормальное положение. Чем старше больной, тем меньше вероятности исправить такой дефект стопы. Такое нарушение, как плоскостопие, довольно серьезное, и в большинстве своем его легче предупредить, чем потом пытаться лечить. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.
Публикация «Профилактика плоскостопия» размещена в разделах
Выявление отклонения зиждется на результатах осмотра ортопедом. Окончательно диагноз определяется после изучения рентгена.
Но первые проявления можно увидеть самостоятельно:
• обувь стоптана по внутренней поверхности;
• ноги быстро утомляются при движении и долгом стоянии;
• к концу дня наблюдается усталость в ногах, судороги, тяжесть;
• отеки в лодыжках;
• приходится покупать обувь размером больше из-за ширины.
Предупредить болезнь можно, придерживаясь следующих правил:
1. Нужно побольше ходить босиком. При возможности следует отправиться на природу, и уделите несколько минут хождению босиком по траве, земле, гальке, хвойным иголкам. Это полезно всем людям с самого раннего возраста.
2. Следует давать ногам отдых. Это, в основном, касается взрослых. Нужно непременно найти время, буквально пять минут, чтобы позволить ногам отдохнуть.
3. Ношение правильной обуви. Это имеет отношение к предупреждению нарушения у детей. Для них необходимо покупать обувь, которая плотно удерживает ногу, которая не слетает и не давит. Пятка крохи должна быть удерживаться плотным задником. На подошве должен быть бугорок по центру (это дает возможность стопе перекатываться).Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см.
Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.
4. Необходимо выполнять упражнения от плоскостопия. Выделяя несколько минут в день, можно предупредить развитие нарушения. В качестве зарядки можно применять коврик для массажа. Так же для стоп необходим массаж.
Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.
Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.
Главное назначение корректирующих упражнений –укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.
5. Нужно следить за осанкой и правильным положением стоп при ходьбе, а так же при стоянии. Стопы должны быть расположены почти параллельно друг другу и опираться на наружные края подошвы.
Важно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.
Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.
Упражнения для коррекции стопы
1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.
2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.
3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
4. Ходить на месте. Носки не отрывать, отрывать пятки как можно выше.
5. Ходьба по палке, ходить перекатом с пятки на носок.
6. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
7. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.
8. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
9. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
10. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
11. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
12. В емкость положить гладких речных камешков и налить теплой воды. Посадить малыша, ножки опустить в воду. Пусть он перебирает их, захватывает пальчиками. В конце процедуры пусть походит по камням.
13. Перед кроваткой положить резиновый коврик с неоднородной поверхностью, пусть она будет «колючей». Первое, что сделает малыш утром — простые, но крайне важные, упражнения при плоскостопии у детей.
Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.
Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.
Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, играть в подвижные игры.