Бакулина Анастасия
Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых специальностей
В основном исследовалось состояние голосовой функции у педагогов и вокалистов как наиболее многочисленной группы представителей голосо-речевых профессий (З. И Аникеева, Ю. С. Василенко, И. А. Лебедев, Н. В. Оленчик, О. С. Орлова и др.). И. А. Лебедев отмечает, что среди педагогов каждый четвертый имеет расстройства голоса. О С. Орлова на основании анкетирования 934 учителей выявила, что только у 202 (21,6%) не наблюдалось изменения голоса. Отечественные и зарубежные авторы отмечают увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-60-е годы XX века до 55-60% случаев - в последнее десятилетие
Публикация «Профилактика нарушений голоса у лиц голосоречевых специальностей» размещена в разделах
По данным обследования 1500 студентов вокальных и дирижерско-хоровых факультетов, представленными Н. В. Оленчик (1998, частота функциональных дисфоний составляет 53%, органических - 43%. По мнению большинства авторов, основной причиной профессиональных расстройств является перенапряжение голосового аппарата вследствие неправильного голосоведения речевых профессий, а в частности педагоги, лекторы должны соблюдать правила гигиенического и санационного характера, обеспечивающие нормальное функционирование голосового аппарата.
К первым относятся закаливание организма, физические упражнения, занятия спортом, укрепляющие органы дыхания, отказ от курения и употребления алкоголя, ограничение приёма острой и солёной пищи.
Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности. Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустима повышенная голосовая нагрузка в период катаров верхних дыхательных путей, а для женщин в период menses. Так как в это время нередко возникает охриплость, голосовые складки смыкаются недостаточно, возможны кровоизлияния в них.
Что касается правил санационного характера, то особенно важны своевременные врачебные консультации по поводу восстановления носового дыхания, удаления очагов инфекции в полости рта, в области верхних дыхательных путей и уха
Преподаватели должны соблюдать следующие необходимые гигиенические правила и принимать профилактические меры.
1) Нельзя в холодные дни сразу же после окончания занятий выходить на улицу, необходимо 10-15 минут побыть в помещении.
2) Утомление голосового аппарата возникает при работе в течение 3-4 часов с перерывами 15 минут, восстанавливается же голос за один час покоя. Это относится в основном к педагогам, имеющим стаж работы до 10 лет; преподаватели с большим стажем устают быстрее — через 2-3 часа — и отдыхать должны дольше — до двух часов. При составлении расписания уроков, лекций и семинаров администрации следует учитывать это обстоятельство. Желательно обратить внимание на нагрузку начинающих педагогов, ведь у них наиболее часто выявляются нарушения функции голосового аппарата.
3) Если вы знаете, что вам предстоит лекция или семинар, то накануне избегайте сильного физического перенапряжения. Соблюдение режима питания и отдыха также улучшит стойкость вашего голоса: умеренное питание, спокойный сон являются залогом вашего хорошего само-чувствия. Принято считать нормальным сон продолжительностью 8 часов, а при значительном нервном утомлении 9 часов.
4) Закаливание. Принимая холодные обтирания и обливания, можно натренировать организм так, что даже при сильном охлаждении простудное заболевание вас не одолеет. Обтирание может быть общим или частичным до пояса. Начинать обтирания надо водой комнатной температуры, которая не вызовет неприятных ощущений, и постепенно снижать ее до +10 градусов. Проводить их лучше утром. Другим методом закаливания является мытьё ног перед сном холодной водой, начиная с температуры +20 градусов, а затем растирание их досуха махровым полотенцем, пока ноги не покраснеют. Для закаливания можно рекомендовать ежедневные полоскания горла прохладной водой, постепенно снижая её температуру с 18-20 до 12-10 градусов.
5) Нарушение кровообращения в верхних дыхательных путях может быть вызвано не только переохлаждением, но и перегреванием организма. Злоупотребление горячей пищей и напитками (кофе, чай, жирные блюда и т. п.) часто является причиной возникновения упорного воспаления верхних дыхательных путей.
6) К веществам, вредно действующим на верхние дыхательные пути и, следовательно, на голос следует отнести алкоголь, острые приправы, а также шипучие напитки (шампанское, фанта, пепси-кола). Менее вредны нехолодное пиво и сухие вина. О вреде курения на голосовой аппарат можно говорить очень много. Известно, что до 90 % среди болеющих раком гортани курящие. У всех курящих наблюдается поражение реснитчатого эпителия верхних дыхательных путей, что нарушает его транспортную функцию, состоящую в удалении частичек пыли, слизи, микробов из бронхов и трахеи. В результате возникает кашель, ещё более травмирующий голосовые складки и другие отделы дыхательных путей. Продолжительное курение вызывает также чувство сухости в горле и отрицательно отражается на звучании голоса.
7) Нежелательны выступления на открытом воздухе в холодные, ненастные дни. Очень сухой воздух, свойственный помещениям с центральным отоплением, вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому воздух, как в жилых, так и производственных помещениях, надо увлажнять.
8) Очень полезны физические упражнения, укрепляющие органы дыхания и голосовой аппарат. Преподавателям полезно заниматься теми видами спорта, которые совершенствуют работу дыхательного аппарата, улучшают пластичность скелетных мышц. Это гимнастика, лёгкая атлетика, аэробика, теннис, плавание, туризм. При систематических занятиях спортом организм крепнет, приобретает устойчивость к любым внешним раздражителям, в результате он становится невосприимчивым к переохлаждению, менее подверженным простудным заболеваниям.
9) Психологи и психотерапевты предлагают методы самовнуше-ния и аутогенной терапии, которые способствуют повышению эмоциональной устойчивости, работоспособности организма и преодолению различных невротических состояний. Индивидуальная форма самовнушения у каждого человека должна соответствовать его характеру, образованию и стать принципом, определяющим его действия. Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, педагогам следует ознакомиться со специальной литературой по данному вопросу.
Не скатиться в косноязычие от усталости после долгого разговора помогает разминка губ, языка и челюсти. Чтобы снять проблему «посаженных» голосовых складок, надо натренироваться напрягать не столько складки, сколько мышцы тела, участвующие в речи. Доцент кафедры сценической речи Российской академии театрального искусства Сергей Терехов предлагает 5 упражнений, чтобы подготовить к разговору речевой аппарат, как это делают перед выступлением актёры:
1. «Уточка».
Разминка для губ. Складываем их бантиком и вытягиваем как можно дальше вперёд, изображая утиный клюв. Затем совершаем обратное движение: растягиваем губы как бы в широкой улыбке, но не обнажаем зубы. Для разнообразия можно вращать вытянутыми губами влево и вправо.
2. «Уколы языком».
Рот закрыт, кончиком языка давим сначала на одну, затем на другую щёку так, чтобы снаружи появлялся бугорок. Движения должны быть быстрыми. Продолжаем уколы, пока не почувствуем тепло. Всё, корень языка разогрет, переходим к кончику.
3. «Три сосны».
Упражнение важно для чёткого произнесения некоторых согласных и расслабления мышц шеи. Зажимаем губами кончик языка и, стараясь их не разжимать, на выдохе «рисуем» воздухе три вертикальных линии сверху вниз: слева, прямо перед собой и справа. Голова двигается свободно, без напряжения. Затем на воображаемых стволах «подрисовываем» ветки.
4. «Расслабление челюсти».
Нащупываем указательными пальцами суставные ямочки между челюстями — они расположены возле ушей. Держим рот приоткрытым и нажимаем на ямочки в течение нескольких секунд, до появления лёгкой боли. Так расслабляются наши челюстные связки.
5. «Ехали медведи».
Кладём руки на солнечное сплетение и читаем по слогам стихотворение, на каждом выдохе толкая ладони диафрагмой.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Далее перемещаем руки на поясницу, а затем и на рёбра и повторяем стихотворение, подключая к работе соответствующие мышцы. Пусть они помогают вашим голосовым складкам. Добивайтесь ощущения, что ваш голос рождается внутри.
ля охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочки глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что: отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.
Вторичная профилактикасостоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения. Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало коррекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.
Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.
Все, окончившие курс восстановления, получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.