Юлия Андросова
Консультация для родителей «Первичная профилактика речевых нарушений»
▼ Скачать +Заказ
Цель: дать представление о первичной профилактике; рассказать о необходимости первичной профилактики речевых нарушений.
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Поэтому реализация профилактического направления начинается ещё до рождения ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Первичная профилактика речевых нарушений“» размещена в разделах
Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.
Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.
Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии.
Третичная профилактика. Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.
Подробнее остановимся на первичной профилактике речевых нарушений.
Первичная профилактика начинается еще до рождения, создание благоприятных условий матери (питание, прогулки, социальный и психологический микроклимат в семье и ее близком окружении, здоровье детей зависит от экологии и экологических факторов. Качество здоровья родителей падает, а при отягощении дети в два раза чаще страдают речевыми нарушениями.
Существуют генетические консультации будущих родителей, если есть семейное отягощение, родителей информируют о мерах профилактики.
Семьи, которых в первую очередь отправляют на генетическое консультирование, т. е. семьи группы риска. Это семьи:
семьи, где уже имеется ребенка с тем или иным дефектом;
семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушение слуха у одного из родителей или у обоих;
семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, был тяжелый токсикоз;
семьи, в которых прослеживается передача патологии от отца к сыну и т. д.
Необходимо начинать формирование характера и личности ребенка с самого раннего возраста. Сон, крик, слух, зрение движения и другие физиологические реакции организма отражают сохранность и уровень зрелости нервной системы ребенка.
Существует понятие «фактор риска» : различные условия внешней среды (биологические и социальные) и индивидуальная реактивность организма, в большей или меньшей степени, способствующие развитию тех или иных патологических состояний.
Биологические факторы риска - патологические факторы, действующие на организм главным образом в период внутриутробного развития и родов, мозговые инфекции и травмы после родов, наследственная отягощенность. В процессе работы с ребенком, относящихся к группе риска происходит компенсация дефектов сенсорных функций, что способствует нормализации его дальнейшего речевого развития.
К социально-психологическим факторам риска относят психологическую депривацию детей (недостаточное удовлетворение основных потребностей детей (эмоциональное и сенсорное восприятие, отделение от матери (больница, детский дом). Нервно-психическое здоровье зависит от отношения в семье (педагогическая запущенность, наказания). Мать и другие лица должны общаться с ребенком, стремясь вызвать ответную реакцию. Формирование речи тесно связано с моторным развитием ребенка, особенно с моторным развитием рук. Необходимо следить за правильным физическим развитием ребенка. Впервые годы жизни, ребенок должен слышать один язык. Необходимо оградить ребенка от различных стрессовых, конфликтных ситуаций. Разговаривать с ним с нормальной скоростью, спокойно, четко, договаривая окончания.
Что рекомендуют специалисты?
Предупреждение ушибов головы.
Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна, а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
Охрана артикуляционных органов: предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса); предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба; своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка); охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.); охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т. д.).
В чём заключается забота о правильном речевом развитии ребенка?
Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания.
Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.
Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.
Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.
Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.