Мария Попова
Комплекс работы по формированию полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ массовой практики трактует, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания.
МБДОУ детском саду одной из основных целей деятельности ставит – создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские и женские.
Задача заключается в том, чтобы, во-первых, развивать у ребенка ценностное осмысление себя как представителя определенного пола и как личность, которая отличается внешними признаками и внутренним миром; во-вторых, активизировать поиск своего места в мире.
Публикация «Комплекс работы по формированию полоролевого поведения детей старшего дошкольного возраста с использованием народных игр» размещена в разделах
В педагогическом процессе дошкольного учреждения я использую потенциал народной культуры, так как, «народные традиции связаны со многими сторонами мировоззрений и взаимоотношений людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. В качестве традиций выступают полоролевые принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды», в частности народные игры.
Образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» рабочей программы детского сада содержит материал народного фольклора, русских традиций, народных игр.
Русские народные игры служат источником полоролевого воспитания современных детей.
Основные направления моей работы :
- формирование полоролевой идентичности;
- формирование привлекательности гендерной роли;
- формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности.
Народные игры – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование русских народных игр в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в народных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.
С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша, в колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», «Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая…».
Первая задача полоролевого воспитания – формирование полоролевой идентичности и при решении этой задачи большую помощь могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков.
Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, ухаживали за домашними животными, приобретали навыки в прядении, вышивании, шитье. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять, а также охотиться и рыбачить. Также от девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, отзывчивость, вежливость, исполнительность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Это все можно донести до детей, посредством фольклорных произведений. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику.
В работе с детьми дошкольного возраста воспитатели активно использовали пестушки, потешки с движениями в качестве физкультминуток, двигательных разминок, а если их скомпоновать на разные группы мышц, получаются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна.
Так же неоценимую помощь в работе оказывают загадки. С помощью которых в интересной и увлекательной для детей форме, знакомили с предметами обихода, одежды, профессиями. Есть такое поверие про то, как появилась загадка. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать не только свою физическую силу, ловкость, мужество, но и знания, ум, сообразительность, и проявлял он эти качества в отгадывании загадок.
В старшем дошкольном возрасте по полоролевому воспитанию передо мной, как педагогом была поставлена задача – формирование умения реализации гендерных ролей в совместной деятельности. Эта задача эффективно реализовывается через игровую деятельность.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. Также с помощью народных игр можно познакомить детей с обрядами, традициями русского народа. По своему содержанию все народные игры доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола. Правила игры заставляют девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех, при этом дети осознают свою связь с коллективом – образовывается привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяют того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчаются, не обижаются и принимают сложившуюся ситуацию, как должную.
Русские народные традиции служат источником гендерного воспитания современных детей. Одна из них – это крепкая семья. Как отмечают П. Рожнова, М. Забылин, Н. И. Костомаров, Г. Н. Волков, И. И. Шангина, В. С. Кукушин и др., «семья – это самый древний и важный институт воспитания. Народное педагогическое творчество утверждает культ ребенка, культ семьи (культ матери, культ старших членов семьи – бабушек, дедушек, культ братьев, культ семейного благополучия и счастья».
С детьми рассматривали репродукции картин художников с семейной тематикой: Ю. Кугач «В семье», Б. Кустодиев «На терассе», Ф. Славянский «Семейная картина» и др. Отгадывали народные загадки о человеке и его жизни, имени человека, потешки о бабушке, сыне, дочери, играли в пальчиковые игры «Этот пальчик дедушка», «У бабы Фроси». Знакомили с пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, о труде. Обсуждали темы: «Я и моя семья», «Семейная фотография», «Взрослые и дети», «Моя семья, моя родословная», «Родословная - старинная русская традиция», «Что означают наши имена».
Иметь представления о детях разного возраста и пола, некоторые характерные особенности их внешнего вида, одежды, прическе, любимые занятия - одна из задач образовательной программы ДОУ. В работе с детьми мы использовали материнский фольклор: колыбельные для мальчика и девочки («Моя доченька уснет», «Сынко, голубочек»). Пестушки и потешки про мальчиков и девочек («Ванька-встанька-карапуз», «Уж я косу заплету», «Маша в гости приглашала» и др.). Величание («Мой сыночек, мой дружочек», «Моя девочка - прелестница»). В материнском фольклоре присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. Приписывание ребенку качеств: девочке – красивая, нежная, хрупкая; мальчику – сильный, крепкий. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка прогнозируется их будущее.
Велика роль сказки в воспитании у дошкольников гендерного поведения. Сказка предлагает ребенку образы мужского и женского поведения, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая для себя жизненно важную информацию. «Сказка – это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов».
Жизнь детей наполнена сказками, в течение дня воспитатели постоянно читали с детьми сказки, рассматривали иллюстрации к ним, смотрели мультфильмы по сказкам, в группе есть библиотека и аудиотека народных и авторских сказок. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса – Прекрасная», «Царевна-лягушка» развивают представления о качествах женственности, способствуют правильному пониманию девочками их будущих женских семейных ролей. Положительные качества сказочных героев Ивана-царевича, Ивана-дурака, Ильи-Муромца и др. являются ориентиром для воспитания мужественности у мальчиков.
Сказки помогают выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика. С помощью сказок формируется представление о заботе, миролюбии, терпимости.
В нашем детском саду создан этнографический музей «Русская изба». В уютной обстановке музея среди старинных бытовых вещей дети знакомятся с предметами труда и быта мужчин и женщин, мужским и женским народным костюмом, с русскими традициями в воспитании мальчиков и девочек.
Общеизвестно, что основной вид деятельности дошкольников – игра. Народные игры – неотъемлемая часть национального богатства, способствующая гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин. (В ДОУ составлена картотека народных игр, которой охотно пользуются педагоги).
Согласно исследованиям Ю. В. Шурдуковой «врастание в мир взрослых происходило через игровую деятельность. Детские игры были своего рода подготовительной работой, требующей иногда немалых усилий, чтобы впоследствии путем различных приемов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с толком и пользой приложить эти приемы в практической жизни».
Многие народные игры имитируют занятия взрослых: охота, собирательство, ведение домашнего хозяйства, дети усваивают основные черты, характерные для носителя того или иного пола («Арина», «Яша», «Кузнецы»). В хороводных играх, кроме самого текста, значительное воздействие оказывают и телесные контакты («Заинька», «Сахаринка»). В хороводе дети держатся за руки; выбрав пару, мальчик (девочка) телесно общаются с представителем противоположного пола, усваивают начальные важнейшие нормы такого общения. По содержанию все народные игры доступны и девочкам, и мальчикам, создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Большое внимание уделяется совместным играм мальчиков и девочек. В процессе игр дети приучаются к общению между сверстниками своего и противоположного пола, взаимным услугам, взаимному сохранению интересов.
Народные традиции предоставляют богатейшую возможность для формирования полоролевых ориентаций и ценностей и формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Работа проводилась в течение учебного года согласно перспективному планированию.