наталья белякова
Профилактика и коррекция двигательной сферы у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. В последнее время увеличилось количество дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. К наиболее часто встречающимся нарушениям ОДА у детей относятся : искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы, чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие и врожденная косолапость; асимметричное положение плеч и др.
Публикация «Профилактика и коррекция двигательной сферы у детей» размещена в разделах
Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «не-достаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: «Нарушение функций организма (опор-но-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». За этим понятием скрываются мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем.
Не секрет, что в детском саду, в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). В современной системе образования преобладает тенденция удержания в течение длительного времени всех учащихся в сидячем, скованном положении (то есть в состоянии вынужденной гипокинезии, которое, по данным специальных исследований В. Ф. Базарного, в десятки раз превышает их физиологические потребности. Последнее особенно тяжело переносится мальчиками. Ограничение двигательной активности ребенка увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Кроме того, вынужденная гипокинезия обусловливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосоматический и психоневрологический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.
Поэтому предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения является одной из важнейших задач дошкольных учреждений.
Причины и проявления нарушений осанки и плоскостопия у детей
Не следует считать нарушения осанки, плоскостопие «мелочью», не требующей внимания. Нарушения опорно-двигательного аппарата — это очень серьезно. Ребенок растет, и исправить их становится все труднее.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.
Стопа является опорой, фундаментом тела, и его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно ска-зывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем со-стоянии ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагопри-ятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигатель-ной активности вообще и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.
К причинам, способствующим развитию деформации стоп, относятся наследственная предрасположенность, перегрузка стоп, ношение узкой, неудобной обуви. Появлению плоскостопия у детей способствуют и неблагоприятные факторы, ослабляющие мышцы и связки. Это врожденная слабость связочного аппарата, снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни, инфекции, ожирение, диатез, недостаточное питание и общее плохое физическое развитие. Неблаго-приятным фактором является также ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами.
Необходимо помнить о том, что плоскостопие является одним из факторов риска возникновения нарушений осанки у детей.
Нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребенка особенно важно еще и потому, что учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительной относительно неподвижной позой и резким снижением двигательной активности. Все это — факторы риска нарушений осанки, даже если в дошкольном возрасте у ребенка все было в порядке; если же нарушения были еще до школы, то риск возрастет вдвойне.
Что же такое осанка? Это привычное положение тела человека во время движения и покоя, умение держать свое тело. Правильная осанка формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6-7 лет). Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении или стоянии. Конечно, многое зависит от наслед-ственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже ис-кривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным по-звоночником, однако очень часто они перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении и письме.
Различные нарушения осанки у детей не столь уж редки. Искривление позвоночника — это отклонение позвоночного столба от средней линии. При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордотической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника. Для кифотической — увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен)
Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушением симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Они начинают проявляться у детей 4 лет - у 15-17%, в 7 лет - у каждого третьего ребенка). Причинами этих функциональных нарушений осанки, по данным врачей-педиатров, могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и недостаточная двигательная активность.
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипо-трофия, избыточная масса тела, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов. Даже небольшое изменение положения таза способно спровоцировать искривление позвоночника. К этому могут приводить и другие причины: плоскостопие, патологии тазобедренных суставов, травмы копчика, болезни внутренних органов малого таза.
К гораздо более серьезным нарушениям относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвонков.
Сколиоз дети очень часто приобретают в школе. Дети ежедневно носят тяжеленные учебники в сумке на плече. На уроках физкультуры, как правило, весь класс занимается по единой программе, а между прочим, некоторые упражнения можно делать не всем. Например, кувырки через голову категорически противопоказаны ребятишкам с аномалиями в шейном отделе позвоночника. У мальчиков в переходном возрасте нередко встречается так называемый синдром Шейермана—May — врожденная слабость хрящевой соединительной ткани. С 10—13 лет ребенок быстро растет, но его рост и вес не соответствуют плотности костной ткани. Когда он резко вытягивается, его будто «переламывает» вперед: спина сутулая. Грудные позвонки (с 9 по 12-й) деформируются. Возникают боли в пояснице, страдают органы малого таза, кишечник, желчный пузырь, поджелудочная железа, ухудшается зрение.
Что же является первопричиной возникновения и развития сколиоза? Одни считают, что причина лежит в слабости мышц и патологии соединительной ткани, другие доказывают, что основным пусковым ме-ханизмом является родовая травма позвоночника.
Еще в 70-х годах XX в. А. Ю. Ратнер выдвинул гипотезу, что около 60% сколиозов возникает в результате родовой травмы шейного отдела позво-ночника. Это предположение легло в основу нейрогенной теории, согласно которой при патологической родовой деятельности происходит смещение позвоночно-двигательных сегментов в шейном отделе позвоночника младенца, что вызывает нарушение кровообращения в спинном и головном мозге. В периоды быстрого роста, когда на кровообращение ложится большая нагрузка, возникает дефицит кровотока в структурах мозга, отвечающих за мышечный тонус. Недостаточное мозговое кровообращение приводит к снижению тонуса и питания мышц. Мышцы, у которых снижен тонус и нет достаточного питания, не могут удержать позвоночный столб в нормальном физиологическом состоянии. Усугубляет ситуацию привычка сидеть и стоять криво, и в результате возникает нарушение осанки, которое в дальнейшем может перейти в сколиоз.
Нарушение осанки имеет серьезные последствия для организма, приводя к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, вследствие чего затрудняется вентиляция легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Также дефекты осанки влекут ухудшение рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.
В связи с этим, педагогам и родителям следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Как говорят специалисты, все ортопедические болезни – это миллиметры, умноженные на годы.
В наших силах предотвратить появление таких серьезных заболеваний, как плоскостопие, сколиоз и другие нарушения осанки у детей. Для этого, прежде всего, необходимо внимательно следить за осанкой, походкой ребенка, обращать внимание на то, как он сидит и стоит, проводить массаж, лечебную гимнастику, а также обеспечить комфортный психологический климат в семье и образовательном учреждении.