Анастасия Бабусенко
Профилактика гиподинамии на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика гиподинамии в логопедической коррекции
Неблагоприятные условия среды, плохая наследственность обусловливают повышение заболеваемости дошкольников, способствуют снижению их творческой активности, замедляют физическое и психическое развитие. Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Нарушение устной и письменной речи является распространённой патологией у современных детей. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием. И наша задача на логопедических занятиях подобрать такие формы и методы обучения детей-логопатов, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность. На логопедических занятиях практически все проводимые упражнения, связанные с речью. Выделяют пять основных методических приё мов и форм развития речи с помощью движения:
Публикация «Профилактика гиподинамии на логопедических занятиях» размещена в разделах
Логоритмика, как «терапия движением»
Артикуляционная гимнастика
Развитие мелкой моторики
Физкультурные минутки
Физическая культура
Главная задача логопедической ритмики – это содействие логопедической работе по коррекции речи детей путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи.
Система логоритмической работы имеет большое значение:
Для развития темпа и ритма речевого дыхания
Для развития орального праксиса
Для укрепления мимической мускулатуры.
Для формирования фонематической системы
Для развития темпо – ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи.
Восприятие ритма оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в т. ч. и артикуляционных. Данные задачи легко решаются на уроках музыки.
На логопедических занятиях проводятся такие упражнения, которые способствуют развитию регуляции мышечного тонуса, например:
• упражнения «Волны» руками, «Волны» туловищем;
• упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Умное эхо», «Тихо-громко»; «Часики»-Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз
• упражнения для совершенствования навыков движений и действий в коллективе – игра «Сцепка вагонов», «Летка-енка» и др.
• Игры «Осенние листочки», «Барабанщик» формируют у детей представление о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».
• Игры «Паровоз», «Карусели» развивают умения соотносить темп речи и движений, темп речи и движений с темпом музыки
Задачи артикуляционной гимнастики:
• Воспитание точности
• Дифференцированности
• Чёткости
• Плавности
• Устойчивости артикуляционных движений.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Например, «Сказка о Весёлом Язычке»,
Для развития артикуляционной моторики на логопедических занятиях проводятся различные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например:
• «Прятки» - чередование плотно сжатых губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов.
• «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам.
• «Теннис» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки и др.
Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития и совершенствования основных речевых движений. Необходимо следить за качеством выполняемых движений, за точностью и правильностью, достаточным объёмом движения, техникой выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием мимических движений.
• Развитие мимических мышц лица строится на использовании естественных мимических движений:
• «Плакса» - зажмуривание глаз;
• «Тигрёнок» - оскаливание зубов;
• «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
• «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба; и др.
Значительны упражнения для пальцев рук и кистей.
Происходит развитие
• Статической координации.
• Развивается динамическая координация.
• Развивается двигательная память.
• Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Снимается усталость и напряжение в процессе занятия.
• Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна для подготовки руки к письму.
В начале дети обучаются несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их.
Так же дети обучаются элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Комплекс упражнений для ног или рук с элементами самомассажа
Выполняется сидя на стульчике. Дети катают мяч вперед— назад стопой правой и левой ноги поочередно. Разомнем мы ноги сами, Покатаем мяч ногами. Правой ногою туда и сюда — Левая все повторяет всегда.
Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения К изображению поз и движений пальчиками можно добавить дактильную азбуку – изображение пальцами букв.
Поскольку дети данного возраста не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то особенно актуальна такая форма работы, как физкультурные минутки.
В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом (игра с мячом, пластические этюды) ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а в несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, потешке отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками, Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.
Так же, физкультминутки используются с целью эмоциональной разрядки, снятия статического напряжения.
Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление.