Людмила Володенкова
Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках письма.
Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения.
Дисграфия и дислексия связаны между собой и часто встречаются совместно. Будущие проблемы, связанные с ними, можно распознать еще в четырехлетнем возрасте. Если ребенок говорит вместо погреб- кобрик, вместо Валерий- Варелий, часто переставляет или пропускает слоги, плохо различает и воспроизводит звуки, с трудом учит стихи стоит обратить на это внимание. Родители надеются, что, когда ребенок подрастет перестановки и пропуски звуков, слогов пройдут сами собой. Это не так. Дислексии и дисграфии обусловлены задержкой в формировании отдельных функциональных систем ребенка еще в онтогенезе:
Публикация «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников» размещена в разделах
1. Патология развития плода;
2. Недоношенность;
3. Резус-конфликт матери и ребенка;
4. Соматически ослабленные дети;
5. Наследственность.
А особенности развития высших психических функций приводят к трудностям в процессе восприятия, недостаточной концентрации, устойчивости внимания, ограничению объема памяти, ослаблению мыслительной деятельности, нарушению слоговой структуры слова, недостаткам звукопроизношения, нарушениям фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Связная речь недостаточно развита.
Дисграфии и дислексии отрицательно влияют на психическое формирование личности ребенка. Неудачи при овладении чтением и письмом могут сформировать неуверенность в себе, тревожную мнительность или агрессивность и склонность к негативным реакциям, что значительно понизит качественный уровень жизни. Чем раньше начнется профилактика по преодолению этих расстройств, тем она будет эффективнее.
Системная работа по профилактике у дошкольников нарушения чтения и письма проводится логопедом на занятиях по звукопроизношению и обучению грамоте. Ребенок получает представление о фонемах, учится производить слоговой, фонетический анализ и синтез, начинает дифференцировать звуки и буквы, сливать звуки и буквы в слоги, слова.
Дислексия и дисграфия не являются изолированными нарушениями, поэтому необходимо работать над развитием внимания, памяти. Здесь может помочь психоневролог, назначив препараты, улучшающие обменные процессы мозга. Коррекционная помощь психологов, логопедов, дефектологов – дает хорошие результаты по профилактике этих нарушений.