Елена Клинская
Профилактика деструктивного поведения детей (долгосрочный проект)
Профилактика деструктивного поведения детей (долгосрочный проект)
Когда ребенок рождается, он все свое время проводит в семье. Но проходит время, и малыш приходит в детский сад, где помимо общения с родителями он начинает общаться со сверстниками и при этом испытывает воздействие самых разнообразных социальных факторов. Это значительно активизирует эмоциональный мир ребенка, у ребенка формируются свои взгляды, ценностные ориентации, его поведение. А какое самый легкий путь достижения цели для ребенка – ударить, укусить, щипнуть. Поэтому деструктивное поведение – одно из самых распространенных нарушений.
Публикация «Профилактика деструктивного поведения детей (долгосрочный проект)» размещена в разделах
Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Современная действительность, к сожалению, показывает, что в России, да и во всем мире увеличилось число людей, которые проявляют в поведении агрессивность. Такие социально-опасные проявления вызывают серьезное беспокойство.
Программа воспитания детей на основе ФГОС декларирует необходимость индивидуального подхода при формировании социокультурного общества и эта работа должна начинаться еще с дошкольного возраста. Именно поэтому мы сочли нужным обратить свое внимание на профилактику агрессивного поведения детей группы. В начале учебного года дети были очень конфликтны, склонны к импульсивному поведению, при общении с детьми, приходилось много времени терять на установление дисциплины, на низком уровне были коммуникативные навыки, иногда дети были просто неуправляемы, не умели договариваться друг с другом. Мы задумались, что, и вредные привычки взрослых они тоже влияют на такое поведение детей. Прежде чем начать работу изучили огромное количество литературы, обратили внимание на труды Л. С Выготского, Н. Л. Кряжева, И. В, Дубровина, А. Д, Кошелева, О. С. Карабанова, Г. М. Андреевой, А. Г. Асмолова, А. Г. Басс, л. Берковец и других известных педагогов и психологов. Пришли к выводу, что на агрессивность детей влияет и малое общение со взрослыми в результате развития компьютерных технологий, и увеличение разводов (только в нашей группе 12 воспитанников растет в неполной семье, и неумение детей налаживать контакты, и ухудшение социальных условий жизни, а иногда и ухудшение психического и физического здоровья детей. Дети с особенностями поведения : тревожные, агрессивные, гиперактивные зачастую оказываются в детском саду за пределами симпатий педагога. Еще один важный момент, отмеченный нами, почему такие дети зачастую становятся лидерами в коллективе? А агрессивный ребенок, как и любой другой, а может даже больше других нуждается в ласке и помощи взрослых, несмотря на его ершистость, драчливость, грубость, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего мира ребенка. Не зря многие психологи отмечают, что агрессивность – это обратная сторона застенчивости. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Он
использует любую возможность, стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Хотя он заранее знает, что может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. А в действительности, это лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Агрессивные дети часть подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину на других. Чаще всего они не могут сами оценить свое поведение, им наоборот кажется, что все хотят обидеть именно его.
Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги затрудняются в выборе средств реагирования, так как не знакомы с многими методами и приемами работы с такими детьми. Профилактическая работа должна быть направлена не только на снятие внешнего проявление, а прежде всего на устранение причин такого поведения. И вот поэтому основная цель нашего проекта создать условия для коррекции поведения и научить детей навыкам саморегуляции своего поведения.
Что же такое агрессия? Агрессия –это деструктивное (разрушительное) поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб окружающим. Цель же детского сада – эмоционально, физически, коммуникативно и психически развить ребенка, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться.
В проекте принимают участие 37 детей – 20 мальчиков и 17 девочек в возрасте 5-6 лет и их родители. Исследования проходили в несколько этапов:
• Анкетирование родителей
• Диагностика системы межличностных связей детей в группе
• Диагностика агрессивных проявлений (наблюдение за поведением во время игры и общения)
• Разработка программы по профилактике агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности.
В программу диагностики были включены следующие психологические методики: тесты: «Секрет», Дерево», рисуночные тесты: «Кактус», «Несуществующее животное», «Три дерева», «Моя семья», проективная методика «Два домика».
Были выделены 11 фамилий воспитанников. Основаниями для отнесения этих детей к категории с деструктивным, агрессивным поведением были частые споры со взрослыми, повышенная двигательная активность, перепады настроения, отказ выполнять правила, негативное отношение к ним сверстников, частые агрессивные проявления. И это лишний раз убедило нас в необходимости проведения профилактики агрессивного поведения у детей.
Цель проекта :
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей через коррекцию поведенческих проявлений агрессии, для обучения навыкам социально-благоприятного поведения
Задачи проекта :
• Проанализировать внешний образ агрессивности, предоставить возможность сравнивать себя с предложенным образом
• Обучить детей способам самоконтроля
• Обучить навыкам распознавания эмоций и чувств
• Обучить навыкам контроля за своим эмоциональным состоянием
• Оптимизировать общение ребенка со сверстниками через сочувствие и доверие друг к другу и окружающим
• Проанализировать изменение отношения детей на ситуацию агрессивного воздействия
• Создать положительный фон в различных видах деятельности
Направления работы:
• Научить способам выражения гнева в приемлемой форме.
• Научить способам саморегуляции, умению контролировать эмоции
• Дать возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию
• Научить способам общения
• Овладеть приемами решения проблемных ситуаций «мирным» путем
• Формировать способность к сочувствию
Система работы:
Первый этап: Подготовительный
• Изучение литературы, материалов по теме
• Сбор информации по теме
• Диагностика («Три дерева», «Кактус», «Несуществующее животное», «Два дома», «Секрет», «Дерево», «Кляксография», «Лестница»)
• Анкетирование родителей
Второй этап: Основной
• Разработка плана
• Организованная образовательная деятельность
• Психогимнастика
• Создание уголка релаксации и снятия агрессивного состояния
• Дидактические игры по профилактике деструктивного поведения
• Сказкотерапия, чтение художественной литературы
• Решение проблемных ситуаций
• Организация тематических недель:
• Изобразительная деятельность
• Экскурсия в библиотеку
• Акция к дню освобождения
• Краснодара «Доставь листовку»
• Работа с родителями
Третий этап. Итоговый
• Мониторинг, выводы, подведение результатов работы
Предполагаемые результаты:
У детей :
• Исчезновение в поведении агрессивных проявлений и появление доброжелательности
• Преобладание положительных эмоций
• Способность сдерживать нежелательные эмоции
• Развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека
• Развитие коммуникативных навыков
• Изменение характера детских рисунков
У родителей:
• Повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком
У педагогов:
• Повышение педагогической компетенции воспитателей по проблемам взаимоотношений детей в группе