Подкопаева Лилия
Профессиональный стандарт педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональный стандарт педагога
(Концепция и содержание)
Введение
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле
обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся
открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог
должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение
учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к
Публикация «Профессиональный стандарт педагога» размещена в разделах
нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в
принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного
профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих
ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического
творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной
регламентации, освобожден от тотального контроля.
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и
должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя,
обременяющие его формальными требованиями (например,
предписывающими составлять образовательные программы) и
дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от
непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на
смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим
его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый
импульс его развитию.
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ) относит дошкольное образование к
одному из уровней общего. Кроме того, в ФЗ, наряду с такой функцией, как
уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется
3
обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в
отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе
реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает
необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям
педагога дошкольного образования и учителя.
Соответственно уровням образования, определяющим специфику
педагогической деятельности, выделяются следующие специальности:
педагог дошкольного образования (воспитатель, педагог начальной,
основной и старшей школы. В перспективе предполагается расширить сферу
применения профессионального стандарта педагога, введя специальности:
педагог дополнительного образования и педагог системы профессионального
образования. Учитывая необходимость работы в образовательных
организациях с детьми, имеющими проблемы в развитии и ограниченные
возможности, планируется рассмотреть введение дополнительных
специальностей: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог,
осуществляющий свою деятельность в дошкольном учреждении общего типа
и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и
сопровождение ребенка-инвалида и т. п. Таким образом, профессиональный
стандарт педагога является открытым документом, который может быть
дополнен и расширен.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые
требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то,
чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового
профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой
изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в
центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт
одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда,
предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
4
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны
предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения
профессионального стандарта педагога.
Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те
условия, в которых они осуществляют свою профессиональную
деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога
предусматривается введение региональной и школьной компоненты,
учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ,
работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав
учащихся и т. п., так и специфику реализуемых в школе образовательных
программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.). Наполнение
региональной и школьной компоненты профессионального стандарта
педагога потребует совокупных творческих усилий учителей,
администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и
должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.
Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения
профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки,
апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа,
заканчивая определением окончательных сроков его введения.
Для обеспечения действенного общественного контроля на всех этапах
работы над профессиональным стандартом предлагается в полной мере
задействовать механизмы государственно-общественного управления. С этой
целью предполагается создать независимую общественную ассоциацию
«Профессиональный стандарт педагога – 2013», наделив ее необходимыми
правами и полномочиями.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в
меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и
выхода отечественного образования на международный уровень.
5
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения
образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора,
фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя
новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного
образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не
является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и
социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в
поведении.
Требования к профессиональному стандарту педагога
Стандарт должен :
Соответствовать структуре профессиональной деятельности
педагога.
Не превращаться в инструмент жесткой регламентации
деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных функций,
отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и регламентам.
Соотноситься с требованиями профильных министерств и
ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление
пенсий и т. п.
6
Характеристика стандарта
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в
котором определяются основные требования к его квалификации.
Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена
региональными требованиями, учитывающими социокультурные,
демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы,
районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и
полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).
Профессиональный стандарт педагога может быть также
дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по
аналогии со стандартом предприятия, в соответствии со спецификой
реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для
одаренных, инклюзивная школа и т. п.).
Профессиональный стандарт педагога является уровневым,
учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях,
начальной, основной и старшей школе.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании
таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в
форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к
документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по
этим специальностям.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его
профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка.
В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся
мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими
компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих
перед ним проблем.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам
учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как:
7
готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их
склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных
возможностей.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции,
призванные:
Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный рост свободы и ответственности
педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации
Профессиональный стандарт педагога
1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего
среднего образования. Профессиональный стандарт педагога может
применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на
должность «педагог»;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений
региональными органами исполнительной власти, осуществляющими
управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными
организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
2. Цель применения
2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет
на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения
высоких результатов его труда.
2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о
предъявляемых к нему требованиях.
8
2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения
качества образования.
3. Термины и определения применительно к педагогу
3.1 Квалификация педагога – отражает уровень профессиональной
подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования.
Квалификация учителя складывается из его профессиональных
компетенций.
3.2 Профессиональная компетенция – способность успешно
действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении
профессиональных задач.
3.3 Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий
перечень профессиональных и личностных требований к учителю,
действующий на всей территории Российской Федерации.
3.4Региональное дополнение к профессиональному стандарту :
документ, включающий дополнительные требования к квалификации
педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном
социокультурном контексте.
3.5 Внутренний стандарт образовательной организации: документ,
определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий
реализуемым в данной организации образовательным программам.
3.6 Ключевые области стандарта педагога : разделы стандарта,
соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога :
обучение, воспитание и развитие ребенка.
3.7 Профессиональная ИКТ-компетентность : квалифицированное
использование общераспространенных в данной профессиональной области в
развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там,
где это необходимо.
9
3. 8 Аудит: систематический, независимый и документируемый
процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в
целях установления степени выполнения требований.
3. 9 Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией
или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например,
внутренний аудит может быть проведен для подтверждения
результативности системы менеджмента или оценки квалификации
работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним
профессиональным требованиям.
3. 10Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от
образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть
осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими
интересы потребителей.