Сосипатрова Ирина
Профессиональные шаги педагога в подготовке детей к школе в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка. С приходом ребёнка в школу жизнь его существенно меняется: новый режим дня, новые модели общения, новый социальный статус, более строгие требования к поведению, возросшие обязанности.
Ребёнок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности.
Публикация «Профессиональные шаги педагога в подготовке детей к школе в условиях ДОУ» размещена в разделах
Нас, педагогов, заинтересовал вопрос: какие личностные качества помогают ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации, включиться в школьную жизнь, а какие затрудняют этот процесс?
Чтобы найти ответы на эти вопросы я постаралась изучить мнения родителей, воспитателей нашего сада и учителей.
Большинство родителей отмечают, что ребенок хочет идти в школу. Мотивы предстоящего обучения разные. Прежде всего, старших дошкольников привлекает стремление узнать что-то новое, чему-то научиться, стать умнее. Часть дошкольников хотят стать «взрослыми», получить больше свободы, не спать днем.
По мнению родителей, важно научить ребенка понятно и связно излагать мысли, сравнивать, обобщать, рассуждать. Весьма высоко родителями оцениваются развитие общительности, самостоятельности, воспитание интереса к школе и любознательности. Значимость развития волевой сферы оценивается родителями на 50 %. Таким образом, выявляется значимость для родителей именно интеллектуальной подготовки ребенка к школе.
Решая вопрос о готовности ребенка к школе, я стараюсь учитывать все аспекты его индивидуального развития.
Физическая готовность к школе предполагает : общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, физическая и умственная работоспособность, выносливость, способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. Для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. 1
Общий уровень психического развития ребёнка отражает психологическая готовность к обучению в школе и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая, эмоционально-волевая готовность.
Определяя психологическую готовность детей к школьному обучению, детский сад должен четко понимать, для чего он это делает.
Во-первых, это необходимо для осуществления индивидуального подхода к ребёнку в процессе воспитательно-образовательного работы.
Во-вторых, для своевременного выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации.
В-третьих, диагностические данные могут быть основанием для распределения будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребёнку формироваться в оптимальном для него режиме.
Проводя диагностику готовности ребёнка к обучению в школе можно столкнуться с проблемой, когда некоторые выпускники не горят желанием покидать стены детских садов и идти в школу, хотя большинство из них неплохо считают, знают алфавит, многие читают. И здесь и теперь важно не упустить очень значимый блок – мотивационную готовность. 3
Работу по формированию мотивационной готовности мы проводим по следующим направлениям:
• работаю над формированием правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению;
• формированием интереса к новому, собственно школьному содержанию знаний;
• ориентацией дошкольников на «школьную организацию деятельности и поведения»;
• создание у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника»;
• предупреждение и снятие страха перед школой;
• признание роли и авторитета учителя.
Детям для формирования мотивационной готовности я предлагаю практические рекомендации:
1) Экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, школы будущего, рисунок на тему «В какой школе я хочу учиться», совместные с младшими школьниками праздники.
2) Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения (рассказ взрослого о своих школьных годах).
3) При организации игры в школу лучше использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).
4) Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр ввожу роль Незнайки-ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Закрепляем, хорошо это или плохо?
5) В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребёнка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей, Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание уделяю ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей. 2
Я думаю, использование разных форм педагогической работы с детьми 6-7 лет приведут к повышению и сохранению интереса у дошкольников к школе, учению, желанию занять новый социальный статус школьника, стремлению активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи – формирования личности ребёнка.
Литература
1. М. Битянова Готовность к обучению и другие профессиональные шаги педагога// Дошкольное образование, 2012г. №4. С. 16-21.
2. Детский сад от А до Я (научно-методический журнал для педагогов и родителей)//под редакцией С. Максимова- М; «Московская типография» 2007г.
3. Микляева Н. В. Общая и специальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема. //(Приложение к журналу «Управление ДОУ») 2011г. №4,С. 9-29.