Григорян Евгения
Профессиональное самоопределение воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных прав человека в современном обществе является свобода выбора профессии. Как показывает практический опыт, не всегда профессиональное самоопределение детей-сирот рассматривается с позиции их социальной защиты. В любых условиях государство обязано обеспечить гарантии социальной защиты детям-сиротам. В соответствии с федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», функция защиты ребенка относится к компетенции образовательных учреждений. Детский дом, как одно из важнейших социальных институтов, обязан оказывать своим воспитанникам помощь в адаптации к современным условиям жизни, в том числе и к будущей профессиональной деятельности.
Публикация «Профессиональное самоопределение воспитанников» размещена в разделах
В ходе профессионального самоопределения кризисы могут возникнуть у любого подростка, но особенно им подвержены дети-сироты. Это, в первую очередь, неудачная реализация профессиональных намерений, а так же, несформированная «Я-концепция» и проблемы с ее коррекцией, которым особенно подвержены подростки. Следует особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой группой учащихся, вследствие значительного количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот.
Правильный выбор профессии – не личная проблема, ведь нереализованная социально-профессиональная ориентация ставит перед человеком целый спектр трудностей, сопряженных с потребностью коррекции планов относительно жизненного самоутверждения, позиций в социальной структуре, возможностей развития. А это влечет за собой негативные результаты, как для личности, так и для общества. Формирование личности человека, планирование им профессионального и жизненного пути во многом определяется тем, как он всматривается в собственный внутренний мир.
Анализ научной литературы и практики учебных заведений свидетельствует о том, что в наше время проблема профессионального самоопределения детей-сирот в едином контексте с социальной защитой (основу которых составляют общие цели, задачи и содержание работы) весьма актуальна.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он находится в зависимости от тех норм, установленных в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и гарантируют развитие его личности. Воспитанник детского дома, прежде всего, принимает складывающиеся взаимоотношения между детьми и взрослыми в этом учреждении как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует понимание данным ребенком других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития.
Подросток не видит прошлого семьи, а следовательно ему трудно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно влияет на формирование ребенка в целом. У детей-сирот весьма сужен круг выбираемых профессий и крайне ограничена мотивация выбора. Это сопряжено с неимением своей истории, выбор ограничивается специальностями, которым обучают в училищах, техникумах.
В силу указанных причин, подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации выпускников детского дома. Приоритетным направлением работы в части организации жизнедеятельности несовершеннолетних является решение вопросов, связанных с их профессиональной ориентацией и подготовкой, созданием условий для трудоустройства.
Актуальность профессионального самоопределения воспитанников детского дома очевидна. Во-первых, важнейшая задача таких учреждений — формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие воспитанники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Во-вторых, грамотно профессиональное самоопределение позволяет решать и многие насущные проблемы ещё в период обучения, так как оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегают многих подростков от необдуманных шагов и различных «соблазнов».
Свою работу по профессиональному самоопределению планирую в соответствии с Реализацией подпрограммы социальной адаптации выпускников "В поисках смысла жизни" которая нацелена на содействие в формировании у воспитанников ориентации на трудовую деятельность как средства развития и самореализации духовных и физических потребностей, повышения профессиональной активности воспитанников в профессиональном самоопределении при выходе на рынок труда.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
1. Оказать психолого-педагогическую поддержку в процессе приобретения воспитанниками представлений о профессии;
2. Создать условия для изучения воспитанниками своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации;
3. Выявить способности, интересы, склонности воспитанников;
4. Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии;
5. Оказать помощь в социально-профессиональной адаптации.
Помощь в профессиональном самоопределении учащихся – одна из основных функций социального педагога, которая связана с развитием у учащихся профессионально значимых качеств, выработкой рекомендаций по их переводу на более высокую ступень обучения, целесообразности обучения и повышения профессионального уровня. Реализуя данную функцию, я веду работу по следующим направлениям:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформирование, профпропаганду и профагитацию;
2. Предварительное тестирование, направленное на выявление интересов, способностей личности к той или иной профессии;
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии.
При консультировании я соблюдаю определённые правила профессионального консультанта :
• знать перечень специальностей, характерных для данного региона;
• во время консультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набор диагностических методик;
• все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке, при этом направлять усилия личности с учетом условий и требований общества;
• делать выводы на основе комплексного изучения личности, причем необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие;
• воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося, должен учитывать его психологическое состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.
Эффективность своей работы по профессиональному самоопределению с воспитанниками определяю многими факторами, в том числе и уровнем своей информированности. Основными составляющими информированности в области профориентации считаю :
• знание классификации профессий, владение информацией о содержании труда, требованиях профессии к человеку;
• владение информацией о путях получения образования (информация об учебных заведениях, специальностях, средних и высших учебных заведениях, условиях поступления);
• владение информацией о правилах приема, итогах вступительной кампании (конкурсах, рейтингах);
• знание особенностей рынка труда (специалисты каких профессий востребованы на рынке труда сейчас, какие профессии будут востребованы в будущем и т. д.);
• знание особенностей детского, подросткового и юношеского возраста и грамотное применение этих знаний в организации профориентационной работы.
Анализируя свою работу по сопровождению профессионального самоопределения воспитанников детского дома за 2018-2022 годы, я пришла к выводу, что ситуация изменилась в положительную сторону: число воспитанников, поступающих в техникумы и колледжи значительно увеличилось.