Алла Коробова
Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная компетентность- предполагает определение знаний,наличие опыта в той или иной области,или сфере деятельности человека. Педагогическое мастерство-особое свойство людей,систематически,планомерно и эффективно выполняющих свою работу,различных условиях,как работающих индивидуально,так и в команде. В данном материале моей статьи о профессиональной компетентости учителя -логопеда,я затрону именно те области дошкольной педагогики и психологии,логопедии связанных с конкретными направлениями систематически организованной работы в ДОУ учителя -логопеда,в контексте ФГОС.
Публикация «Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Итак, прфессиональная компетентность-характеристика качества подготовки педагога-специалиста,специалиста сопровождения и потенциал эффективности трудовой деятельности в системе образования.
«Правильно организованное образование ведет за собой развитие»Л. С. Выготский
КОМПЕТЕНТНЫЙ – осведомленный, авторитетный в какой-либо области. словарь С. И. Ожегова
Нормативно-правовые документы Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ);Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Пр. Мин. Обр. РФ от 17 октября 2013. №1155);Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (Пр. Мин. труда и соц. защиты РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)
По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности: Специальная компетентность;
Социальная компетентность;
Личностная компетентность;
Психолого-педагогическая компетентность.
Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от его состояния здоровья или способностей к обучению, образование станет качественным и доступным.
Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Создание таких условий возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, умении вовлечь родителей в образовательный процесс.
Коммуникативная компетентность –
способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Критерии коммуникативной компетентности:
Стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
Четко и убедительно излагать свои мысли;
Создавать атмосферу сотрудничества;
Готовность проявлять гибкость в общении;
Умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях;
Способность создавать благоприятный климат в коллективе.
Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
Профессиональная компетентность учителя -логопеда -это многосообразность применения теоретических,практических,гностических,эмпирических,интреактивных,креативных,нестандартных умений и знаний применяемых на практике и в систематической работе с детьми с нарушением речи.
Одним из определенных качеств компетенции специалиста сопровождения- учителя логопеда является коммуникативная компетентность. Нельзя и не сказать,об имидже специалиста учителя-логопеда. Это высокообразованный, в сфере свой деятельности педагог,с культурноой и речевой стилистикой,культурой коммуникативного общения на различных уровнях общественной социальной среды во многообразии и взаимодополнении других смежных областей логопедии, педагогики психологии,спец. психологии сурдопедагогики и т. д. Использование разнообразных средств,методов и способовов деятельности в данном направлении коррекционно- развиваивающей работы.
Знание средств и способов достижения практического результата предполагает:
диагностирование
планирование
проектирование
моделирование
прогнозирование
Использование профессиональной компетенции учителя -логопеда,предпологает применение знаний,умений,навыков,а так же многогранный,бесценный педагогический опыт осуществления и выбор направлений в коррекцинно- развивающей педагогикес учетом различных видов деятельности детей (познавательной,игровой,учебно-игровой, последовательной,в сочетании и дополнении во всем многообразии пяти образовательных областей, сочетанных и реализуемых в МБДОУ и реализуемых новых стандартов ФГОС ДО, профессиональной компетентности специалистов сопровождения и реализуемой структурированной программы ООП ДО).
Поговорим о социально-правовой культурособразности мышления специалиста сопровождения учителя -логопеда в МБДОУ.
Использование различных видов компетентностей на современном этапе модернизации Российского образования, предполагает знание основ правовой культуры:
понимание и значение своего функционала обязанностей, как специалиста,в соответствии с гражданской позицией, устойчивыми интересами, на позитивное отношение к своим обязанностям и установкам общественно-культурных взглядов на современном этапе.
Коммуникативная компетентность-владение учителем -логопедом способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничество,соработничество, принятые нормы общения в профессиональном сообществе.
Личностная- профессиональная компетентность-это способ самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации. Это и способность специалиста найти правильный подход в структуре планирования своего профессионального роста, индивидуальные планы и карты повышения профессиональной деятельности на перспективу развития МБДОУ.
Умение самостоятельно принимать решения и видеть проблему во всем многообразии.
Информационная компетентность -это умение находить и структурировать последовательность источников средств массовой информации,владение ИКТ использование интерактивных технологий любого уровни и класса по степени сложности. Знания операционных систем предполагает культуру использования информационных источников а так же защиты и хранения информации, актуализации ее в необходимых ситуациях и использование в интеллектуально позитивной своей деятельности.
Индивидуальная профессиональная компетентность-это стремление к профессиональному росту, готовность к реализации профессиональных идей,владение приемами саморегуляции, наличие установок к профессиональному видению продвижения в профессиональной структуре. Соподчинение мотивов,достижения цели, умение видеть профессиональные установки,при получении знаний,по становлению опыта работы и представление его на различных уровнях, в педагогических сообществах и СМИ. Расширение кругозора, приобщение к русскому "слову",культуре национального "богатства русского языка",адекватная оценка достигнутых результатов к своей деятельности,так и широком спектре применения в корекционно-развивающей работе с дошкольниками.
Компетентность обработки полученных знаний,или "мониторинговая компетентность"
1)учет индивидуализации,сохранность информации о достижениях воспитанников.
2)аутентичность проведения мониторинга достижений воспитанниками целевых ориентиров на различных этапах дошкольного детства.
3)владение диагностическим инструментарием к учету особенностей детей,умение отбирать показатели освоения знаний с учетом возрастных особенностей детей.
4)способность отслеживать результативность достижений освоения ООП.
5)компетентность использования рабочей программы учителя-логопеда, выявить способы и затруднения воспитанников, грамотно выстроить целостный воспитательно –образовательный, коррекционный процесс.
6)Умение спроектировать. спрогнозировать детскую деятельность с минимальным риском для здоровья детей с ОВЗ.
7)Правильность использования компетентности по взаимодействию с участниками образовательного процесса в МБДОУ.
В заключении вышеизложенного, можно определить статус современного специалиста сопровождения в МБДОУ. "Кто такой специалист сопровождения-учитель-логопед"? Приняв во внимание виды профессиональной компетентности учителя-логопеда, можно дать определение современного специалиста учителя-логопеда, как профессионала в коррекционном образовательном пространстве МБДОУ,так и компетентного педагога,обладающими всеми видами профессиональных уровней, профессиональных компетенций специалиста и педагога наставника для молодых кадров в МБДОУ.
Именно такими словами,мне хочется характеризовать каждого компетентного педагога, учителя -логопеда, со странички своего сайта:
"Я педагог,учитель и психолог,
Философ,языковед,
Исследователь,методист,новатор,
Я-диагност,корректор и эксперт.
Я воспитатель,доктор,дефектолог,
Актер,оратор. Просто логопед!"