Таcлима Садыкова
Профессиональная компетентность педагога в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т. Н. Садыкова,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко.
Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к проблеме содержания профессиональной компетентности педагогов в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО. В работе анализируются причины сложностей в реализации задач музыкального развития воспитанников. Подчеркивается неоднозначность и дискуссионность понятия профессиональной компетентности, что обусловливает многообразие авторских трактовок его содержания. На основе обзора научных публикаций подробно раскрываются компоненты профессиональной компетентности педагогов в области музыкального воспитания дошкольников.
Публикация «Профессиональная компетентность педагога в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Ключевые слова: профессиональная компетентность, дошкольная педагогика, музыкальное образование, воспитание, художественно-эстетическое развитие, профессиональная деятельность.
Включение в рамках ФГОС ДО задач музыкального воспитания дошкольников в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» обусловило повышение требований к педагогической компетентности педагогов, перед которыми возникла необходимость на высоком уровне качества обеспечивать «формирование у воспитанников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становление у них эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей» [1].
Все это требует от педагогов создания условий для использования потенциала музыкального искусства как полноценного способа познания ребенком как самого себя, так и окружающего мира, что предполагает не только знакомство воспитанников с музыкальной культурой, но и становление у них навыков относительно осознанного восприятия и интерпретации музыкального материала, способствование получению ими интонационного и звукового опыта, формирование ценности музыки как феномена, исполнительских умений, творческих способностей, навыков импровизации, эстетических потребностей, представлений о социокультурных традициях и т. п.
При этом, как отмечает Н. И. Козлов [2], реализация задач музыкального развития детей дошкольного возраста осложняется значительным количеством методологических и методических проблем, среди которых:
- обобщение и уточнение содержания современных подходов к музыкально-художественной деятельности воспитанников: творчеству, восприятию, сопереживанию, исполнительству;
- возможности и способы интеграции в образовательный процесс всех видов искусств, в том числе, с использованием информационных технологий;
- оптимизация педагогических технологий музыкального образования воспитанников в доступных ему видах деятельности на основе принципа дифференциации;
- уточнение возможностей музыкального развития дошкольников вне фактора задатков с учетом запросов социума и государства;
- поиск возможностей применения конкретных музыкально-культурных практик во всех возрастных группах дошкольного детства;
- адаптация давно существующих и показавших свою эффективность методик и программ музыкального воспитания к требованиям ФГОС ДО и т. д.
Следовательно, вслед за Р. А. Савченко [3], Г. Н. Дубогрызовой [4] и другими [5-7] можно говорить об актуализации проблемы содержания и границ педагогической компетентности педагогов в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста, тогда как практические исследования свидетельствуют о сохранении недопустимого уровня сформированности критериев такой компетентности у современных педагогов, препятствующего достижению необходимого уровня качества образования в данной области согласно требованиям ФГОС ДО.
Необходимо отметить, что проблема педагогической компетентности осложнена недостаточной разработанностью самого понятия, что привело к разнообразию определений ее сущности и структуры, что препятствует разработке путей формирования педагогической компетентности педагогов из-за дискуссионности подходов к содержанию понятия.
Так, Ю. В. Бжиская и Н. В. Бобылева определяют профессиональную компетентность как «качественную характеристику личности специалиста, включающую систему знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)» [1].
Р. А. Савченко отмечает, что профессиональная компетентность педагога в области музыкального развития – это «интегральная характеристика личности, основанная на личностных качествах, профессиональных знаниях и умениях и выражающая индивидуально-психологическую и технологическую готовность и способность к продуктивной музыкально-педагогической деятельности» [3].
Обобщая представленные в литературе определения [1-3, 6], отметим, что в качестве компонентов профессиональной компетентности педагогов исследователи выделяют компетенции, творчество, профессионализм, знания, умения и навыки, практический опыт, стиль деятельности, ценности, функциональную грамотность, искусство, культуру, технологическую готовность, личностные качества, мастерство и др.
Необходимо подчеркнуть, что большинство исследователей [1-7] подчеркивает специфичность процесса художественного-эстетического образования дошкольников в связи с образностью искусства и требованиями высокой степени творчества к процессу преподавания, что обусловливает введение такого понятия, как музыкально-педагогическая компетентность как структурного элемента профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, некоторые исследователи, например, Г. Н. Дубогрызова [4] и А. В. Конорезова [5], выделяют в качестве синонимичного – понятие музыкальной или музыкально-педагогической культуры.
Обзор исследований, посвященных вопросам структуры профессиональной компетентности педагогов в данной области [1-7], свидетельствует о важности выделения как конкретных специальных знаний и навыков, так и личностных качеств специалиста, требующихся для эффективной деятельности в области музыкального развития воспитанников.
Таким образом, в структуре профессиональной компетентности педагогов в области музыкального воспитания дошкольников, помимо универсального содержания, например, рефлексивных, проектировочных, гностических и прочих умений, можно выделить следующие специфические компоненты:
1. Знания в области музыкально-эстетического развития дошкольников, в том числе: методика диагностики и развития музыкальных способностей; музыка как вид искусства; музыкальная терминология; образовательные музыкальные технологии; классическая и современная, отечественная и мировая музыка; методика общего музыкального развития детей разного возраста и детей с ОВЗ; детский исполнительский репертуар; специфика концертно-сценической деятельности; элементы детской хореографии и театрализации; подходы к целостному художественному развитию воспитанников.
2. Умения и навыки в области музыкально-эстетического развития дошкольников: репетиционная работа с детским коллективом; применение ТСО; вокальные, сценические и исполнительские навыки (технические умения); руководство всеми видами музыкальной деятельности воспитанников; технология работы с одаренными детьми; проектирование и реализация индивидуальных маршрутов музыкального развития воспитанников; организация самостоятельной музыкальной деятельности детей; взаимодействие со всеми субъектами образовательной деятельности в области музыкального развития дошкольников; разработка и проведение досуговых мероприятий в области музыки; использование современных педагогических технологий музыкального развития детей; интеграция музыкального воспитания с областями речевого, социально-коммуникативного и физического развития детей; оптимизация предметно-развивающей музыкальной среды; навыки самообразования.
3. Личностные качества: артистизм, музыкальность, эмпатия, музыкальные способности, образное мышление, тактичность, любовь к музыке, потребность в профессиональном саморазвитии.
4. Музыкально-педагогическая культура – «многокомпонентное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение социально значимых художественно-эстетических и педагогических ценностей» [7], определяющая стиль педагогической деятельности в области музыкального воспитания дошкольников. В нее включают музыкальное сознание, музыкально-педагогическое мышление, музыкально-педагогическую интуицию, эрудицию в области художественной культуры и т. п.
Таким образом, осознание значимости и возможностей музыкального воспитания в личностном становлении детей дошкольного возраста обусловливает необходимость повышения качества подготовки педагогов к реализации задач художественно-эстетического развития воспитанников и требует уточнения содержания компонентов их профессиональной компетентности в области музыкального воспитания детей и коррекции отношения педагогов к потенциалу музыки как искусства в личностном становлении воспитанников.
Кроме того, в программу подготовки педагогов должно быть включены методика творческого развития детей средствами разных видов искусства и элементы художественно-творческой деятельности, позволяющие сформировать у педагогов сценические, исполнительские и художественно-эстетические навыки, а также музыкально-педагогическую культуру.
Важным также является повышение осведомленности педагогов в возможностях современных технических средств обучения в реализации задач музыкального воспитания детей, что позволяет снизить уровень требований к их исполнительским навыкам.
Список литературы
[1] Бжиская, Ю. В. К вопросу о социально-психолого-педагогической компетентности музыканта-педагога [Текст] / Ю. В. Бжиская, Н. В. Бобылева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-3. – С. 83-87.
[2] Козлов, Н. И. Формирование профессиональной компетентности воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в условиях вуза [Текст] / Н. И. Козлов // Вестник ЗабГУ. – 2012. – № 5. – С. 45-48.
[3] Савченко, Р. А. Критерии, показатели и уровни сформированности музыкально-педагогической компетентности будущих воспитателей и музруководителей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Р. А. Савченко // Альманах современной науки и образования. – 2013. – № 8(75). – С. 154-156.
[4] Дубогрызова, Г. Н. Музыкально-педагогическая культура в системе профессиональной компетентности специалиста в области дошкольного образования [Текст] / Г. Н. Дубогрызова // Социальные науки. – 2015. – № 2(5). – С. 33-39.
[5] Конорезова, А. В. Формирование музыкальной культуры педагогов в условиях дошкольного образования [Текст] / А. В. Конорезова // Научная компетентность молодых учёных: идеи, перспективы, направления: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 10 апреля 2019 года. – Армавир: АГПУ, 2019. – С. 128-131.
[6] Спирина, Н. В. Сущность и структура музыкально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н. В. Спирина // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 7. – С. 48-49.
[7] Горбатова О. В. Профессионально-педагогическая культура специалиста-музыканта, работающего с детьми дошкольного возраста [Текст] / О. В. Гобатова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 23. – С. 116-121.