Наталья Александровна Михальченкова
Консультация для педагогов ДОУ «Проектный метод в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - Песталоцци
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации пед. процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Проектный метод в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В ФГТ к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания, но не уточнено, в каких именно формах должна реализовываться совместная деятельность. Таким образом, решение этого вопроса открывает широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для проектирования и внедрения педагогических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов ДОУ.
В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша.
В каждом возрастном периоде может быть выявлено основное, характерное для этого периода содержание совместной деятельности малыша с взрослым (А. В. Венгер).
Совместная деятельность с взрослым понимается как совместная партнерская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников (Н. А. Короткова). Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет завесить от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов ДОУ, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.
Проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста, Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды совместной деятельности, поведения опыта. В проектной деятельности ребенок чувствует субъектом, поскольку чувствует возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. П. Д. (проектная деятельность) стимулируетнадситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему.
Руководство П. Д. ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Метод проектов (П. Д.) от других методов организации педпроцесса в ДОУ отличает следующее:
*практическое применение детьми имеющихся у них знаний;
* нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
* интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем.
П. Д. включает в себя:
* задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
* целенаправленную детскую деятельность;
*формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
*результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.
П. Д. дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от недели до месяца, среднесрочными (2-6месяцев) и долгосрочными (от 6 месяцев и более)
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста п. д. становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется п. д. в детском саду :
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация результатов.
Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение позиции воспитателя:
1. Переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
2. Педагог помогает детям самостоятельно найти решение, открыть новое знание и присвоить его на уровне опыта, вВ ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников и малышей.
Самое сложное в П. Д. для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит задуматься серьезно на предварительном этапе.
Продукт П. Д. дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.
В отличие от школьников, П. Д школьников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Тематика краткосрочных мини-проектов для детей младшего возраста (совместно с родителями) :
1. «Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними)
2. «Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта по его применению)
3. «надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати)
4. «Хлеб-соль»
5. «Зонты и зонтики»,«Варежки и перчатки»
6. «Как одеться по погоде» (создание коллекции сезонной одежды с пользой для здоровья)
7. «Такая разная обувь)
8. «Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физминутки)
9. «Любимая еда в детском саду и дома»
10. «Фрукты»,«Овощи»
11. «Я катаюсь на качелях»
Создание коллекций – это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств.
Тематика краткосрочных мини-проектов для детей среднего возраста:
1. «Идем к врачу»
2. «Как проверить и сохранить слух»
3. «Утром дома» (правила умывания, закаливания и выполнения зарядки, прием пищи)
4. «Научим соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы»
5. «Полезно –вредно для наших зубов»
6. «Опасно-безопасно»
7. «Книга здоровья нашей группы»
8. «Острые предметы в наших руках: будь осторожен!»
9. «Правила поведения в автобусе»
10. «Мы – пешеходы»
Тематика краткосрочных мини-проектов для детей старшего возраста:
1. «Что внутри у человека?»(создание буклета или дидактического плаката)
2. «Азбука здоровья»
3. «Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом» (картотека игр)
4. «Создаем меню для малышей»
5. «Сладкая, но полезная»
6. «Накорми меня правильно»
7. «Надо, надо умываться»
8. «Где искать витамин С?»
9. «Как увидеть красивые сны?»
10. «Хочу быть спортсменом»
11. «Жизнь живого»
12. «Осторожно, незнакомец!»
13. «Четвероногие»
14. «Ядовитые растения и ягоды»
15. «Стоп: крыши, деревья, люки»
16. «Правила катания на велосипеде, самокате, роликах»
17. «Знаки дорожного движения»
18. «Осторожно пешеход»
Литература:
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность : основные формы, пособие для педагогов – М. : Просвещение, 2012.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для ДОУ/Составитель Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагова Т. С., Зуйкова М. Б. – М. : АРКТИ, 2003
3. Романовская М. Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие/ М. : Центр «Педагогический поиск», 2006
4. Тимофеева Л. Л. «проектный метод в обучении старших дошкольников» - журнал «Дошкольная педагогика» №1, 2010.