Евгения Галюрова
Проектный метод как одна из активных форм работы с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье»
(В. А. Сухомлинский)
Проектный метод – это эффективная форма работы с семьёй в дошкольном учреждении, которая позволяет учитывать интересы и потребности каждого ребёнка и его семьи. Один из важных вопросов для ДОО всегда было общение педагогов с родителями воспитанников. Ее востребованность определяется тем, что современные тенденции и меняющиеся нормы реализации ФГОС дошкольного образования требуют от педагогов организации новых форм образовательного процесса в ДОО. В частности, возникает острая необходимость в поиске интересных форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. И здесь метод проектов оказался хорошей находкой.
Публикация «Проектный метод как одна из активных форм работы с семьей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Проектный метод становится одной из актуальных форм работы с семьями в дошкольном образовании, обеспечивающей активное взаимодействие педагогов, родителей и детей. Он включает в себя совместную деятельность, что позволяет эффективно решать возникающие воспитательные задачи. Суть проектного метода заключается в том, что воспитатели и родители совместно разрабатывают планы деятельности, которые помогают ребёнку развиваться во всех областях: физической, психологической, социальной, когнитивной и т. д.
В рамках проекта родители могут быть соучастниками в образовательном процессе, вырабатывать с педагогами общие цели и задачи, а также взаимодействовать в процессе реализации проекта, например, проводить мастер-классы, экскурсии и другие мероприятия. Данный метод способствует укреплению связей между семьей и дошкольным учреждением, повышает уровень вовлеченности семьи в воспитании и обучении ребёнка, а также помогает развивать творческие и интеллектуальные способности детей. При использовании проектного метода деятельность родителей включается в образовательный процесс и становится более целенаправленной и интересной.
В рамках проектного метода родители и педагоги могут совместно разрабатывать и реализовывать проекты, которые направлены на достижение определенных образовательных целей. Эти проекты могут быть разнообразными – от создания тематических выставок до организации экскурсий или творческих мастер-классов.
Проектный метод способствует вовлечению семьи в жизнь дошкольного учреждения, развитию позитивной образовательной среды и партнерским отношениям между родителями, педагогами и детьми. Родители могут активно участвовать в планировании, организации и реализации проектов, а также в процессе оценки и анализа их результатов. Родители также могут помочь со сбором материалов, созданием учебных пособий, декораций и игрушек. Взаимодействие с родителями позволяет создать благоприятную образовательную среду и обеспечить успешное развитие детей.
Ключевые цели, которых я придерживаюсь при разработке проекта, включают в себя:
• обеспечение безопасной и комфортной среды для детей,
• обеспечение качественного образования и развития каждого ребенка,
• содействие социальной адаптации и интеграции детей, поощрение творческого мышления и самовыражения.
Также важной целью является создание условий для разностороннего и интересного досуга, развитие физической активности и здорового образа жизни у детей. Весь проект разрабатывается с учетом потребностей и интересов детей, а также сотрудничества с родителями и другими заинтересованными сторонами.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана работы с родителями.
- Определение целей и задач проекта.
- Проведение консультаций и анкетирования с родителями для определения их потребностей и ожиданий.
- Сбор информации о желаемых результатах проекта.
2. Организационный этап:
- Назначение ответственных лиц за проведение проекта.
- Разработка плана реализации проекта.
3. Реализация проекта:
- Проведение мероприятий с участием родителей в рамках проекта: анкетирование, консультации и т. д.
- Регулярное информирование родителей о ходе проекта.
4. Заключительный этап:
- Оценка результатов проекта с учетом обратной связи от родителей.
- Проведение итоговой презентации проекта.
- Подготовка отчета о выполненной работе.
При реализации проекта «Вторая жизнь бумаги» родители помогали собиранием различных материалов для переработки бумаги, таких как старые газеты, журналы и т. д. Также родители помогали в организации выставки и презентаций проекта, где дети смогли продемонстрировать свои работы и получили обратную связь.
В проекте "Берегите книгу" родители предложили помощь в организации мероприятия по заклейке книг для формирования бережного отношения к книгам у детей. Пополнили коллекцию книг для библиотеки в группе. Проводили беседы о важности чтения и хранения книг для детей. Благодаря участию родителей в реализации проекта "Берегите книгу", дети смогли лучше узнать об удивительном мире книг и это прививает любовь к чтению.
Так же было проведено множество творческих и спортивных проектов, таких как «В мире сказок», «Мы играем», «По дороге в сказку», «Финансист» и т. д. родители всегда с удовольствием отзываются на предложения воспитателя, так как видят, что их труд не остается не замеченным. Важно поддерживать и поощрять детей в их творческих усилиях, помогать им развивать свои навыки и способности. Родители играют значимую роль в стимулировании детей к самовыражению и самореализации через участие в творческих проектах.
Проектный метод способствует укреплению доверия и взаимопонимания между семьёй и педагогами, а также помогает сформировать позитивное отношение к обучению и воспитанию у детей. Это позволяет создать благоприятные условия для развития ребенка и его успешной адаптации в социуме.
Таким образом, проектный метод является эффективным инструментом для совместной работы с семьёй в Доу и способствует гармоничному развитию каждого ребёнка.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез. - 2008. - 112с.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л. С. Кисилева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. - М. : АРКТИ. - 2008 - 96с.
3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс». - 2011. - 80с.