Галина Шингарёва
Проектные технологии в воспитательной работе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации.. Особенность проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная, практическая, трудовая деятельность детей. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях.
Публикация «Проектные технологии в воспитательной работе» размещена в разделах
Проектирование – одно из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
Метод проектов относится к активным формам обучения. Именно они побуждают интерес и повышают мотивацию к обучению, открывают возможности для коррекции и развития детей с отклонениями, позволяют обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, поэтому являются актуальными и перспективными и для современной специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов. Данный метод в течение последних нескольких лет стал постепенно внедряться в практику работы педагогов.
Метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с нарушениями интеллекта как средство формирования жизненно важных компетентностей. В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма развития личности:
-Общение
-Деятельность
-Познание
-Рефлексия
При включении детей с нарушением интеллекта в проектную деятельность возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие:
• У детей недостаточно развита аналитичность мышления;
• дети испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;
• эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
МИНУСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ :
возрастает нагрузка на педагога.
Дети не умеют работать с литературой.
ПЛЮСЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ :
• Навыки самообразования
• Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т. е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, дети используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета.
• навыки групповой деятельности, т. е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом, адекватно оценивать себя и других.
• интерес к познавательной деятельности
Плюсов” больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности детей.
Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими.
По количеству участников можно выделить проекты :
• личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах);
• парные (между парами участников);
• групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения проекты бывают :
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части, более крупной проблемы, которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
В работе с детьми нарушением интелекта по привитию навыков самообслуживания помогает метод проектов. Дети часто самостоятельно решают проблемы:
• Как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
• Как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
• Как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
• Как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (посезонно);
• Уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
• Правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
• Качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т. д.)
И, наконец, приведу пословицу, ясно выражающую сущность проектного метода обучения и воспитания :
«РАССКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ,
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ,
СДЕЛАЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ – И Я НАУЧУСЬ».