Копылова Галина Алексеевна
Проектно-исследовательская деятельность в 1 классе. Из опыта работы
▼ Скачать
Проектно-исследовательская деятельность
в 1 классе начальной школы.
Из опыта работы. (Тезисы)
Автор: Копылова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
Федеральный государственный стандарт НОО нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектно-исследовательской деятельности.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в 1 классе, Из опыта работы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Для всестороннего обучения и формирования личности учащегося перед учителем стоит множество задач. Одними из главных являются побудить у ученика жажду знаний, направить и поддерживать, а также подать правильный пример. Успешным решением развития в указанном направлении является проектно-исследовательская деятельность. Особенно данная тематика актуальна в начальной школе, так как формирует стремление к достижению успеха как педагога, так и учащегося. А также развивает учебно-познавательную деятельность ученика, дает старт в дальнейшем для более углубленных исследований и проектов в среднем и старшем звене.
Цель: Обобщение теоретических знаний в области проектной исследовательской деятельности, демонстрация опыта работы в данном направлении.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов проектно-исследовательской деятельности;
2. Выявление проблематики в ходе проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
3. Обобщение личного опыта работы и представления для широкой аудитории.
Что же такое проектная деятельность?
Под проектом следует понимать «продукт», созданный как результат проектной деятельности.
Проектная деятельность - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия.
Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование изначально принципиально разные вещи. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Проект – это «пять П» :
- проблема;
-проектирование (планирование);
- поиск информации;
- продукт:
- презентация.
И шестое – П – портфолио ученика
В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности можно столкнуться с такими проблемами:
1. Непонимание смысла самого термина «проектная деятельность»
2. Не умение замотивировать уч-ся на дальнейшую проектную работу.
3. Взаимодействие с родителями уч-ся (непонимание значения данного метода обучения).
4. Поиск интересной тематики.
5. Не умение правильно оформить работу.
Как мы уже выяснили, проекты в 1 классе – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Включать первоклассников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время.
Так, на своем примере, мы по математике анализируем и придумываем задания для одноклассников. Ученики самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме:
(Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов. Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников.
Вот некоторые условия, которые я использую при работе над проектами в 1 классе :
1. Проект должен быть посильным ребенку, чем меньше ребенок – тем легче проект.
2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности в школе.
3. Детям 1 класса необходима помощь на всех этапах проектной деятельности. Подготовка должна быть похожа на игру.
Первый мини-проект был по окружающему миру «Моя малая Родина», где дети получили первичные навыки работы над проектом. Познакомились с достопримечательностями Санкт-Петербурга. Следующий проект был по математике «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». В 1 классе параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать "свою" азбуку. По технологии работали над проектом «Осенний урожай». Где знакомились с различными овощами и создавали различные овощи из пластилина. На уроке технологии создавали проект «Картины из природного материала».
На уроке окружающего мира проект «Что у нас над головой», дети создали макеты большой медведицы. По теме «На что похожа наша планета» дети изготовили макеты земли из различных материалов и защитили свои мини-проекты на уроке. Работая по теме «Что у нас под ногами», дети создали картины из камней, а это всё элементы проектной деятельности, так как ученики создавали свои «продукты».
Совсем недавно, на уроке окружающего мира мы работали над проектом «Моя семья». Многие ребята с удовольствием собирали сведения о традициях семьи.
Также одним из проектов стала работа над темой «Весна красна в гости к нам пришла!». Выбрали групповую форму проекта. Одни дети рисовали под руководством взрослых рисунки. Другая группа детей подбирала сказку о Весне. 3 группа изучала весенние изменения в природе. Мною оказывалась помощь учащимся при подготовке видеофильма. Объединив наши усилия, мы создали межпредметный проект и оформили в виде мультфильма.
Совсем недавно мы с детьми знакомились со сказкой "Теремок" и дети не только читали, перессказывали, но и нашли похожую сказку "Рукавичка" и создали по ней целый проект. Лепили зверей из пластили, делали из природного материала, рисовали эпизоды к сказке и у нас получился целый мультфильм по сказке, который мы позже продемонстрировали зрителям. Дети выступали в роли актёров, слушателей, редакторов, художников. Давайте посмотрим что у нас получилось (Демонстрация мультфильма).
Также можно показать один из последних видеофильмов, или презентацию работы.
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г. Э. Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».