Альфия Вакильевна
Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста
(О. С. Ушакова)
Работа выполнена старшим воспитателем
МБДОУ детский сад "Сказка" с. Красная Горка
МР Нуримановский район РБ Ахтарьяновой А. В.
Содержание
Введение
Темочки:
1ч. Теоретические основы по технологии комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова)
2ч. Практическая часть
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие.
Главная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникационными способностями. Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям успешно овладеть речью. (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»)
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
С каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Дети не могут составить рассказ даже с помощью логопеда. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка.
Таким образом, появилась необходимость выделить технологию, которая способствовала бы формированию у детей умения связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.
Цель
Выделить технологию, которая способствовала бы формированию у детей умения связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств
Задачи
1. Теоретически обосновать технологию комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста.
2. Разработать конспекты занятий по формированию у детей связной речи через технологию комплексного подхода О. С. Ушаковой
I. Теоретические основы по технологии комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова)
Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – развитие связной монологической речи в целом.
Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников : линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируются и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнений на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений, в воспитании звуковой культуры речи – работа над интонацией.
Большинство занятий построено по тематическому принципу, т. е. упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему : времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, ознакомление с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. Подобный постепенный переход от выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным. Формирование коммуникативной компетентности включает следующее компоненты : знания, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное, учет социальной роли партнера и коммуникативная культура.
Развитие речи и речевого общения значительной мере обусловлено национальной чувствительности ребенка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, в силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающей.
Таким образом, развитие языковой способности тесно связано с понятием «культура речи» (владение нормами устного и письменного литературного языка и умения ими пользоваться в соответствии с целями и речевой ситуации).
Существенную роль играет воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие указывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества, а также содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы как рассказывание совместно группами («командами», предполагают умение договариваться между собой в случае необходимости товарищу, уступать ему и так далее.
Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, к развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Итак, высокий уровень развития речи дошкольника предполагает :
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- развитую культуру общения, умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять, подавать реплики;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации, быть доброжелательным.
В программе представлены основные направления работы по развитию речи дошкольников.
Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме:
«Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»
Образовательная область: речевое развитие
Тема: «Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
а) Образовательные:
- связная речь : формировать умение составлять описательные рассказы о временах года с использованием мнемотаблицы, связно, в логической последовательности, называть характерные признаки; формировать понятия причинно- следственных связей и закономерности в явлениях природы;
- обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
- словарь и грамматика: учить называть отличительные признаки времен года, воспитывать умение задавать и отгадывать загадки;
- звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звука «у»;
б) Развивающие : развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
в) Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любознательность
Интегрированная задача: закреплять представления детей о характерных особенностях времен года.
Средства: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка; шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, фрукты, ягоды, насекомые, животные, птицы).
Ход занятия
Дети стоят рядом с воспитателем.
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В. : Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негритенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.
В. : Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).
В. : Ребята, скажите, сколько у нас времен года?
Д. : Четыре
В. : Назовите их.
Д. : Весна, лето, осень, зима
В. : Четыре времени года проходят, значит проходит…
Д. : Один год
В. : А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)
В. : Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега налило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая (зима)
В. : Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима
Д. : Холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая.
В. : Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.
В. : Что на ней изображено?
В. : Буква «З» - обозначает что?
Д. : Настала зима
В. : Тучка?
Д. : Небо скрыто темными тучами.
В. : Снежинки?
Д. : Часто идет холодный снег.
В. : Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.
В. : Снеговик?
Д. : Лепят из снега снежки и снежную бабу.
В. : Коньки, санки?
Д. : Катаются на коньках и санках
Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.
Звучит в записи шум ветра, вьюги.
В. : Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка?
Д. : у-у-у
В. : Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко ( выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).
В. : Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.
В. : Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою загадку ребятам.
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода-
Это к нам идет (весна)
В. : Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.
В. : Буква «В»- обозначает, что настала весна.
В. : Солнце?
Д. : Пригревает сильней и становится тепло.
В. : Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
В. : Девочки, мальчики, кораблик?
Д. : Дети пускают кораблики по воде.
В. : Деревья, птицы?
Д. : Появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.
Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.
В. : А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
В. : Солнце желтое как
Д. : Одуванчик, лимон …
В. : Солнце круглое как
Д. : Мячик, шарик …
В. : Солнце ласковое как
Д. : Мама, бабушка …
В. : Солнце теплое как
Д. : Печка, рукавичка …
В. : Солнце яркое как
Д. : Фонарик, лампочка …
В. : Солнце жаркое как
Д. : Костер, огонь …
Катя, загадай свою загадку ребятам.
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться (лето)
(дети садятся на стульчики)
В. : Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.
В. : Буква «Л» - настало лето.
В. : Солнце?
Д. : Ярко светит, греет, припекает.
В. : Девочки, мальчики
Д. : Купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.
В. : Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)
В. : Саша, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму (осень)
(дети садятся на стульчики)
В. : Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.
В. : Буква «О» - наступила осень.
В. : Солнце за тучку
Д. : Солнце скрыли темные серые тучи.
В. : Зонтик?
Д. : Часто идут дожди, дуют сильные ветры.
В. : Дерево, желтые листья?
Д. : На деревьях желтеют листья.
В. : Много листьев?
Д. : Покрывают красивым ковром всю землю.
В. : Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью?
Д. : Готовятся к зиме
В. : Как готовится к зиме белка?
В. : Как готовиться к зиме заяц?
В. : Как готовится к зиме медведь?
В. : Как готовятся к зиме птицы?
В. : Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки?
Д. : Дупло
В. : Лисы?
Д. : Нора
В. : Медведя?
Д. : Берлога
В. : Волка?
Д. : Логово
В. : Птиц?
Д. : Гнездо
В. : Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»
В. : Летом жарко, а осенью …
Д. : Холодно
В. : Летом дни длинные, а осенью …
Д. : Короткие
В. : Летом птицы вьют гнезда, а осенью …
Д. : Улетают на юг
В. : Летом мы собираем ягоды, а осенью …
Д. : Овощи
В. : Летом мы купаемся в речке, а зимой…
Д. : Катаемся на коньках, лыжах, санках
В. : Летом идут дожди, а зимой …
Д. : Снег
Рефлексия:
В. : Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.
Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.
Список использованной литературы:
1. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет/ Творческий центр Москва «Сфера»- 2010;
2. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) /Под редакцией О. С. Ушаковой/ Творческий центр Москва «Сфера» -2005;
3. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»/ Москва: Издательский центр «Вентана-Граф»- 2011.