Получи документы

Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Альфия Вакильевна
Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Проектная работа

«Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста

(О. С. Ушакова)

Работа выполнена старшим воспитателем

МБДОУ детский сад "Сказка" с. Красная Горка

МР Нуримановский район РБ Ахтарьяновой А. В.

Содержание

Введение

Публикация «Проектная работа „Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1ч. Теоретические основы по технологии комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова)

2ч. Практическая часть

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие.

Главная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникационными способностями. Правильно организованное обучение и дидактическое общение позволит детям успешно овладеть речью. (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»)

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

С каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Дети не могут составить рассказ даже с помощью логопеда. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка.

Таким образом, появилась необходимость выделить технологию, которая способствовала бы формированию у детей умения связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Цель

Выделить технологию, которая способствовала бы формированию у детей умения связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств

Задачи

1. Теоретически обосновать технологию комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста.

2. Разработать конспекты занятий по формированию у детей связной речи через технологию комплексного подхода О. С. Ушаковой

I. Теоретические основы по технологии комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова)

Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – развитие связной монологической речи в целом.

Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников : линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируются и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнений на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – работа над смысловой стороной слова, в грамматике – формирование языковых обобщений, в воспитании звуковой культуры речи – работа над интонацией.

Большинство занятий построено по тематическому принципу, т. е. упражнения и игры, включенные в одно занятие, развивают заданную тему : времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми. Со многими темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, ознакомление с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления и отношение к окружающему в связных высказываниях. Подобный постепенный переход от выполнения заданий на подбор синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным. Формирование коммуникативной компетентности включает следующее компоненты : знания, прогнозирование и программирование процесса общения, «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею, общение (вербальное и невербальное, учет социальной роли партнера и коммуникативная культура.

Развитие речи и речевого общения значительной мере обусловлено национальной чувствительности ребенка к взаимодействию со взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, в силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающей.

Таким образом, развитие языковой способности тесно связано с понятием «культура речи» (владение нормами устного и письменного литературного языка и умения ими пользоваться в соответствии с целями и речевой ситуации).

Существенную роль играет воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие указывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества, а также содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы как рассказывание совместно группами («командами», предполагают умение договариваться между собой в случае необходимости товарищу, уступать ему и так далее.

Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, к развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Итак, высокий уровень развития речи дошкольника предполагает :

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

- развитую культуру общения, умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять, подавать реплики;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации, быть доброжелательным.

В программе представлены основные направления работы по развитию речи дошкольников.

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по теме:

«Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Образовательная область: речевое развитие

Тема: «Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие

Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.

Задачи:

а) Образовательные:

- связная речь : формировать умение составлять описательные рассказы о временах года с использованием мнемотаблицы, связно, в логической последовательности, называть характерные признаки; формировать понятия причинно- следственных связей и закономерности в явлениях природы;

- обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).

- словарь и грамматика: учить называть отличительные признаки времен года, воспитывать умение задавать и отгадывать загадки;

- звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звука «у»;

б) Развивающие : развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

в) Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любознательность

Интегрированная задача: закреплять представления детей о характерных особенностях времен года.

Средства: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, запись шума вьюги, макет солнышка; шестигранные карандаши со снежинками; картинки к игре «Найди лишний» (овощи, фрукты, ягоды, насекомые, животные, птицы).

Ход занятия

Дети стоят рядом с воспитателем.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В. : Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негритенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.

В. : Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).

В. : Ребята, скажите, сколько у нас времен года?

Д. : Четыре

В. : Назовите их.

Д. : Весна, лето, осень, зима

В. : Четыре времени года проходят, значит проходит…

Д. : Один год

В. : А какое время года, вам нравится больше всего? Чем? (ответы детей)

В. : Ребята, Соня загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.

Сколько снега налило!

Стало чисто и светло

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая (зима)

В. : Вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима

Д. : Холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая.

В. : Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

В. : Что на ней изображено?

В. : Буква «З» - обозначает что?

Д. : Настала зима

В. : Тучка?

Д. : Небо скрыто темными тучами.

В. : Снежинки?

Д. : Часто идет холодный снег.

В. : Девочки, мальчики и буква «У» – они гуляют на улице.

В. : Снеговик?

Д. : Лепят из снега снежки и снежную бабу.

В. : Коньки, санки?

Д. : Катаются на коньках и санках

Затем, предлагая одному желающему ребенку составить рассказ при помощи указки по таблице.

Звучит в записи шум ветра, вьюги.

В. : Что это ребята? Это зимняя вьюга. На какой звук похожа ее песенка?

Д. : у-у-у

В. : Давайте подпоем ей. Подходите ко мне, а чтобы у нас получилась настоящая вьюга, возьмите снежинки. Наберите больше воздуха в легкие, сделайте губы трубочкой, произнесите звук «У» громко ( выполняют упражнения для мелкой моторики рук: крутят в руках шестигранные карандаши со снежинками, произнося звук «У» с разной силой голоса).

В. : Подул сильный ветер, и вьюга завыла громко. Полетели снежинки вверх. Вот она стихает и снежинки опускаются на землю тихо. С новой силой завыла вьюга и закружила снежинки. Летели, летели и на полянку сели.

В. : Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? Аня, загадай свою загадку ребятам.

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи.

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна.

Наступает непогода-

Это к нам идет (весна)

В. : Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается.

В. : Буква «В»- обозначает, что настала весна.

В. : Солнце?

Д. : Пригревает сильней и становится тепло.

В. : Буква «У», снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.

В. : Девочки, мальчики, кораблик?

Д. : Дети пускают кораблики по воде.

В. : Деревья, птицы?

Д. : Появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.

Желающий ребенок рассказывает по мнемотаблице про весну.

Физкультурная минутка:

Солнце встало из-за тучки

Мы протянем к солнцу ручки

И погреем их немножко

И похлопаем в ладошки.

В. : А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Джону про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.

В. : Солнце желтое как

Д. : Одуванчик, лимон …

В. : Солнце круглое как

Д. : Мячик, шарик …

В. : Солнце ласковое как

Д. : Мама, бабушка …

В. : Солнце теплое как

Д. : Печка, рукавичка …

В. : Солнце яркое как

Д. : Фонарик, лампочка …

В. : Солнце жаркое как

Д. : Костер, огонь …

Катя, загадай свою загадку ребятам.

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться (лето)

(дети садятся на стульчики)

В. : Давайте Джону расскажем про лето по нашей схеме.

В. : Буква «Л» - настало лето.

В. : Солнце?

Д. : Ярко светит, греет, припекает.

В. : Девочки, мальчики

Д. : Купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи. Желающий ребенок рассказывает по схеме про лето.

В. : Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди лишний» (дети по парам подходят к столам и находят лишнюю картинку: овощи, фрукты, насекомые, птицы, ягоды)

В. : Саша, загадай свою загадку ребятам.

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели

Так бывает раз в году

А когда? Я не пойму (осень)

(дети садятся на стульчики)

В. : Давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.

В. : Буква «О» - наступила осень.

В. : Солнце за тучку

Д. : Солнце скрыли темные серые тучи.

В. : Зонтик?

Д. : Часто идут дожди, дуют сильные ветры.

В. : Дерево, желтые листья?

Д. : На деревьях желтеют листья.

В. : Много листьев?

Д. : Покрывают красивым ковром всю землю.

В. : Кто расскажет про осень по схеме? Что делают звери осенью?

Д. : Готовятся к зиме

В. : Как готовится к зиме белка?

В. : Как готовиться к зиме заяц?

В. : Как готовится к зиме медведь?

В. : Как готовятся к зиме птицы?

В. : Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки?

Д. : Дупло

В. : Лисы?

Д. : Нора

В. : Медведя?

Д. : Берлога

В. : Волка?

Д. : Логово

В. : Птиц?

Д. : Гнездо

В. : Ребята вот мы и познакомили мальчика Джона с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.

Игра «Назови наоборот»

В. : Летом жарко, а осенью …

Д. : Холодно

В. : Летом дни длинные, а осенью …

Д. : Короткие

В. : Летом птицы вьют гнезда, а осенью …

Д. : Улетают на юг

В. : Летом мы собираем ягоды, а осенью …

Д. : Овощи

В. : Летом мы купаемся в речке, а зимой…

Д. : Катаемся на коньках, лыжах, санках

В. : Летом идут дожди, а зимой …

Д. : Снег

Рефлексия:

В. : Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета.

Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.

Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.

Список использованной литературы:

1. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет/ Творческий центр Москва «Сфера»- 2010;

2. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) /Под редакцией О. С. Ушаковой/ Творческий центр Москва «Сфера» -2005;

3. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»/ Москва: Издательский центр «Вентана-Граф»- 2011.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста Психолого-методические рекомендации родителям по организации учебного процесса. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает.

Картотека заданий по развитию связной речи для совместной работы родителей и детей старшего дошкольного возраста Картотека заданий по развитию связной речи для совместной работы родителей и детей старшего дошкольного возраста Лексические темы: 1.

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР III уровня «Рукавичка» Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня № 2 Тема: «Рукавичка» Цель:.

Мастер-класс для родителей по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях План проведения: 1. «Развитие связной речи – необходимое условие успешной учебы в школе». 2. Показ родителям упражнений для игр с детьми.

Презентация «Мультимедийная игра по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста «У Ксюши день рождения» Паспорт на мультимедийную дидактическую игру по развитию связной речи «У Ксюши день рождения». Пояснительная записка к электронному пособию.

Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Развитие связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения.

Проектная работа на тему «Государственные символы РФ и РБ в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» Цель проекта: - Воспитание нравственно- патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста. - Формирование патриотических качеств.

Проектная технология по развитию познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Использование проектной технологии по развитию познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию связной устной речи МКОУ Тогучинского района «Курундусская начальная школа» Дошкольная группа «Берёзка» Рекомендации для родителей по развитию связной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 января 2019 в 11:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа «Технология комплексного подхода к развитию связной речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Вакильевна (УИ 772766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД