наталья борисова
Проектная работа «Театрализованное представление по сказке Ш. Перро «Золушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…
Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку! Это принесёт тебе радость! Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, движений, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.
Публикация «Проектная работа „Театрализованное представление по сказке Ш, Перро „Золушка“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Шарль Перро
- «Золушка»
- Темочки
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характером, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, появлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятию театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Театр – школа жизни. Так говорили о нем из века в век. Гоголь называл театр «Кафедрой добра». Герцен признавал в нем «высшую инстанцию для решения жизненных вопросов». «Весь мир, всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием» видел в театре Белинский. По мнению Станиславского, театр – «лучшее средство для общения людей и понимания их сокровенных чувств». Современные педагоги – практики не пытаются оспорить великих классиков, они лишь добавляют к вышесказанному : театр – это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать личность. Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Актуальность проекта
Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, культуры. Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, раскрытия творческого потенциала. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, танцами, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, народной мудростью. Это возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта… Это, наконец, ощущение праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Вид (тип) проекта : творческий, групповой, краткосрочный
Участники проекта : воспитатель, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители (законные представители)
Цель проекта : развивать интерес детей к музыкально-театрализованной деятельности путё м комплексного сочетания разных направлений развития: художественно-эстетического (музыки, танца, песен, театра, речевого (чтение художественной литературы, познавательного, физического, социально-коммуникативного.
Задачи:
1) Воспитывать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с театром, литературным произведением, музыкой.
2) Способствовать развитию эстетического отношения к окружающему, проявления творчества, становления личности ребёнка посредством восприятия художественного произведения, музыки, музыкально - ритмических движений и театра.
3) Развивать способность к образному перевоплощению.
4) Учить детей передавать характерные особенности сказочных персонажей с помощью пения, танцев, пластики движения тела, мимики.
Социальная значимость проекта :
– Создана творческая среда, развивающая музыкальные, коммуникативные, и организаторские способности дошкольников;
– Дети получили опыт практической творческой деятельности, имеющий социальную значимость, что является одновременно и ресурсом, и средством развития активной жизненной позиции дошкольников;
– Созданы дополнительные условия для духовно-нравственного, патриотического и эстетического воспитания детей, развития неформального общения;
– Повышается культурный уровень дошкольников.
Ожидаемые результаты: постановка сказки «Золушка»
– расширить знания детей о театре, спектаклях, актерах;
– вызывать сопереживания о музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;
– самостоятельно инсценировать художественные произведения, сказки, сценки не подражая, друг другу;
– приобрести устойчивый интерес к театрализованным постановкам;
– воспитывать любовь к сказкам.
В результате у детей повысится уровень эмоциональной отзывчивости, организованности, подвижности. Театрализованная деятельность явится мощным стимулом для творческого развития ребенка, она благотворно скажется на формировании навыков коллективного труда, ответственного отношения к своим словам и действиям.
Новизна проекта
Проект отличается творческим подходом к развитию речевых и музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:
• личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;
• учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих занятий;
• системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
• интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;
• ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.
Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Проект включает разнообразные методы:
- наглядный (рассматривание экспозиций, иллюстраций, фотографий, показ мультимедийных слайдов, кинофильмы);
- словесный (описания, объяснения, указания, беседы, вопросы, рассказы, стихи и тексты, побуждающие к практической деятельности, убеждение, поощрение);
- практический (разучивание, повторение, сольное исполнение, в ансамбле и групповое).
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап (октябрь)
Для обогащения развивающей предметно пространственной среды (РППС) работа воспитателя и музыкального руководителя для постановок театрализованных сказок через музыкальное развитие было направлено на:
Подбор художественной литературы, видео материалов и презентаций, посвященных театру;
Беседы с дошкольниками по данной теме, выявление знаний;
Подбор и разработку музыкального репертуара для слушания и исполнительства;
Подбор материала о сказках и авторах;
Разработку необходимого материала для тематических занятий, бесед, музыкально-дидактических игр по теме «Театр»;
Знакомство с театральными профессиями;
Беседы о культуре поведения в театре;
Посещение детских спектаклей в театрах нашего города.
Работа с родителями :
Информационный стенд «Театры нашего города»;
Консультация «Роль театра в жизни дошкольника»;
Совместные посещения детских театров города;
Консультация для родительских уголков в группе «Как привить детям интерес к театру?»
Работа с детьми :
Чтение сказок;
Выбор сказки для постановки;
Обсуждение характеров героев, персонажей;
Мораль сказки (поучительный смысл);
Знакомство с музыкальными характеристиками героев;
Рисование героев сказки, лепка
Работа музыкального руководителя с воспитателем:
Обсуждение и разработка сценария;
Работа над литературным источником в соответствии с программными требованиями развития дошкольников;
Музыкальное и световое оформление сказки;
Изготовление макета сказки, афиш, программ
2. Практический этап (ноябрь)
В практической реализации проекта принимали участие дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители и воспитатель.
В рамках проекта дошкольники обогащают свои знания посредством ознакомления с русскими и зарубежными сказками; разучивают и исполняют вокальные произведения; принимают участие в совместной музыкальной деятельности; обучаются эмоциональному исполнительству, сценической культуре и умению выступать перед аудиторией, проявляют свои способности придумывать творческие находки, касающиеся конкретных выступлений. Всё это способствует развитию голоса, речи, словарного запаса, познавательных и творческих процессов у детей:
• Распределение ролей;
• Подготовительные этюды и упражнения;
• Разучивание текста – выразительность речи, дикция, артикуляция, мимика Словесная игра «Доскажи словечко»;
• Разучивание музыкальных номеров, танцев, песен;
• Работа над выразительностью движений, характерных для данного героя Театрально-игровое упражнение «Расскажи стихи руками»;
• Построение мизансцен;
• Работа над сценической культурой;
• Репетиции индивидуальные, подгрупповые, объединенные
Работа музыкального руководителя с воспитателями:
• Изготовление декораций, атрибутов, костюмов;
• Подбор музыкального материала;
• Построение мизансцен;
• Обсуждение грима;
• Разучивание текстового материала сказки;
• Составление фонотеки в группе;
• Оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей на заданную тему.
К организации проекта подключили родителей, как активных соучастников, для оказания разнообразной помощи педагогам:
Работа с родителями :
• Разработка и изготовление декораций, атрибутов, костюмов;
• Беседы о важности систематичности занятий с детьми;
• Создание домашней фонотеки на заданную тему;
• Участие в создании выставки рисунков и поделок на тему сказки «Золушка»;
• Изготовление буклетов, приглашений на спектакль, билетов;
• «Аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование).
3. Заключительный этап (конец ноября)
И вот в очередной раз в детском саду на афише для маленьких зрителей-дошкольников и родителей объявлена театральная премьера. Дети совместно с воспитателем подготовительной к школе группы и музыкальным руководителем готовились к показу сказки «Золушка». Вниманию зрителей были представлены такие персонажи, как: Золушка и Принц, Мачеха со своими дочерями, Король в окружении отважных стражников, великолепные придворные, часики, напоминающие о полночи, преподаватель танцев и сказочная фея.
Костюмы и декорации получились просто изумительными, а артисты настолько вжились в роли, что сказка прошла на одном дыхании, что вызвало восторг у родителей и маленьких зрителей детского сада. Каждый персонаж проявил богатое воображение, способность перевоплощаться и умение создавать свой сказочный образ. И конечно по-прежнему остались неизменными в сказке общечеловеческие ценности – любовь и доброта. Театрализованное представление прошло на высоком уровне.
В течение тридцати минут младшие дошкольники с нескрываемым восторгом смотрели сказку. Постановка сопровождалась песнями, парными и индивидуальными танцами. Видно было, что юные зрители переживают за сказочных персонажей. Они радовались за Золушку, желая, чтобы она встретилась с принцем.
Участники театрализованного представления подарили детям и всем присутствующим праздник, доставили большую радость мамам ко Дню Матери. Артисты получили шквал бурных аплодисментов и бурю эмоций.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. Пусть с нашего доброго начала театральные представления, и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы. Это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, малыши пришедшие посмотреть спектакль старших дошкольников и сами воспитанники – актеры. И это того стоит!
Работа с детьми :
• Сюжетно-ролевая игра «Театр»;
• Показ спектакля «Золушка» для родителей на День Матери;
• Показ спектакля в рамках «Недели театра» для всех воспитанников ДОУ;
• Участие в городском конкурсе педагогических проектов «Здравствуй мир - 2021»
Работа музыкального руководителя с воспитателями:
• Выставка детских работ в детском саду;
• Организационные вопросы, связанные с выступлением детей;
• Поощрение участников спектакля подарками и дипломами;
• Обсуждение итогов проекта на педагогическом совете.
Работа с родителями :
• Консультация «Искусство быть зрителем»;
• Видео и фотосъемка детского спектакля «Золушка»;
• Выставка фотографий об участии детей в спектакле;
• Анкетирование родителей по результатам работы;
• Размещение материалов реализации проекта на сайте ДОУ, сбор отзывов.
Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
3. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта-Книга, 2007.
5. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М. : ВЛАДОС, 2001.
6. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников — М: ТЦ Сфера, 2009
7. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М. :ВЛАДОС, 2001.
8. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
9. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
10. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
Журналы:
1. «Музыкальный руководитель»,
2. «Музыкальная палитра»,
3. «Колокольчик»
Интернет-ресурсы:
1. doshkolnik.ru/дошкольник. рф
2. https://kopilkaurokov.ru
3. https://vmiremusiki.ru/portal-muzyki.html