Инна Фаррахова
Проектная работа «Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию национальной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Система дошкольного образования сегодня претерпевает cущественные изменения, адекватные изменениям, проходящим в государстве и обществе. Эти изменения определяют как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения:
Изменение содержания дошкольного образования, форм и условий
труда;
Подготовка педагогических кадров для работы в новых условиях;
Внедрение социально – педагогического партнерства в практическую деятельность ДОУ как фактора повышения эффективности качественного функционирования ДОУ.
Публикация «Проектная работа „Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию национальной культуры“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Дошкольное образовательное учреждение в наше время рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким,
дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.
Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Привлечение понятия социального партнерства в образовательную сферу, его адаптация к новой среде, трансформация в понятие «социально –
педагогическое партнерство» связано с решением целого ряда
методологических проблем, поскольку влечет за собой расширение
терминологического пространства науки, пересмотра представлений о некоторых традиционных категориях, необходимость ихсоотнесения между собой.
В этом случае социально – педагогическое партнерство будет иметь свои особенности и свое место в общей педагогической деятельности.
В этой связи заслуживает внимание школа, физкультурно-оздоровительный комплекс, библиотека, музыкальная школа, музей, которые дают определение социальному партнерству в системе образования как процессу взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия.
В процессе взаимодействия в области образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои
собственные интересы в этой сфере: государство, учебные заведения города, попечительские советы, органы самоуправления, медицинские учреждения и др.
Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать.
В данной работе мы рассмотрим социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документов: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
Новизна и оригинальность:
заключается в интеграции образовательных областей и cоциального партнерства, развитии традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к культуре и традициям башкирского народа.
Практическая значимость для ДОУ:
• Пополнение картотеки подвижными играми башкирского народа;
• Размещение материалов на сайте детского сада;
• Появление новых социальных партнеров
• Внедрение новых методов работы с родителями и детьми
Цель проекта:
дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, с помощью социальных партнеров познакомить, приобщить и вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.
Задачи проекта:
• Создать условия для реализации проекта и внедрения билингвальной культуры;
• Познакомить с жизнью людей другой национальности, их культурой, обычаями, традициями, фольклором, литературой, музыкой;
• Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свою страну, народ и его культуру;
Ожидаемые результаты:
через разные виды деятельности погрузить ребенка в национальную культуру башкирского народа, пробудить интерес к изучению башкирской культуры, национальных традиции и обычаев, воспитывать дружелюбное отношение к представителям других национальностей.
Замысел проекта:
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный.
Создание условий в ДОУ:
- Оборудование национальных уголков в группах;
- Дополнение экспонатами краеведческого мини- музея;
- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;
- Приобретение необходимого дидактического материала;
- Создание игротеки игр разных народов;
- Обеспечение условий для развития толерантности;
- Создание сюжетно-ролевых игр;
- Создание каталога башкирской детской литературы;
Средства реализации проекта:
• - устное народное творчество;
• - художественная литература;
• - музыкальное народное творчество;
• - декоративно-прикладное искусство, живопись;
• - народные праздники, обряды, традиции;
• - игра, народная игрушка и национальная кукла;
1 этап – подготовительный
Изучение литературы
Планирование работы
Разработка рекомендаций по работе с этническим материалом
2 этап – основной
Создание условий для работы по данной теме (подбор материалов по изучению данной теме)
Информационные встречи, консультации для педагогов
Создание картотеки книг, игр
Создание видеотеки
Обучающий семинар
Практическая часть проекта
Организация и участники социально-педагогического партнерства в ДОУ
Внутренний уровень:
Внешний уровень:
У субъектов социально – педагогического партнерства на любом уровне взаимодействия могут и должны быть как общие, так и отличительные друг от друга цели, что не только естественно, но и необходимо для каждой из сторон партнерского взаимодействия.
Все выше сказанное поднимают проблему взаимодействия с социально
– педагогическими партнерами на новый, качественно более высокий
уровень, что дает возможность главную цель взаимодействия
сформировать так: «Усовершенствование системы взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения в рамках социально –
педагогического партнерства для всестороннего и общего развития
личности ребенка»
Достижение главной цели направлено на решение следующих задач:
Сформировать гибкую и эффективную систему дошкольного
образования;
Обеспечить большую включённость всех социально – педагогических партнеров на всех уровнях взаимодействия в решение вопроса всестороннего и общего развития детей;
Организация системы методической, консультативной, коррекционной помощи родителям в рамках субъект – субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей нашего МАДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с такими социальными партнерами:
Конечно, в понятие «социальное окружение» для детского сада входит гораздо больше объектов, прочие объекты социального назначения, но эти мы выделяем особо именно в контексте творческой самореализации субъектов образовательного процесса.
Сотрудничество с каждым из этих учреждений строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Организация социокультурной связи между детским садом и социальными учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей, выявления и раскрытия их индивидуальных возможностей, решать целый комплекс образовательных задач, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательной программы МАДОУ.
План совместных творческих мероприятий с социальными партнерами на учебный год:
Сентябрь
Мини-музей детского сада
Пополнить экспонатами, оформить стенд.
Библиотека Провести консультацию для родителей: «Знакомство дошкольников с малой Родиной»
ФОК Проект «Моя семья»: беседа, конкурс стенгазет и спортивный праздник.
Родители Конкурс «Башкирские сказки
Октябрь
Школа
Проект «Вот моя улица, вот мой дом»
Родители Конкурс рисунков для детей и родителей: «Мой город»
Педагоги ДОУ
Анкетирование для родителей на тему: «Билингвальное образование в РБ»
Мини-музей детского сада Знакомство с бытом башкир
Ноябрь
Музыкальная школа
Концерт «Мой Башкортостан»
Родители
Педагоги ДОУ Театрализованный праздник «Сюмбль»
Библиотека Обобщающая беседа: «Герои сказок Урал Батыр»
ФОК Презентация: башкирские народные праздники
Декабрь
Педагоги ДОУ
Родители
Конкурс фотографий: «Моя малая Родина»
Библиотека Презентация «Уфа - моя столица»
Мини-музей детского сада Прослушивание стихов Мустая Карима
Педагоги ДОУ Развлечение: «Встреча Кыш Бабая»
Школа Конкурс чтецов на стихи Мустая Карима
Январь
Библиотека
Создание каталога башкирских сказок.
Педагоги ДОУ
Проект: «Сказочная страна: башкирские сказки о животных».
Музыкальная школа Прослушивание башкирских народных мелодий
Педагоги ДОУ
Родители Выставка: «Башкирские национальные головные уборы»
Февраль
Мини- музей
Педагоги ДОУ
Знакомство с башкирским декоративным и изобразительным искусством: рассматривание альбомов, презентация, аппликация и др.
Школа Праздник «В гости к Урал Батыру»
Библиотека «Башкирские волшебные сказки»
Родители Конкурс своими руками «Башкирская волшебная сказка»
Март
ФОК
Мероприятие – соревнование «Башкирские народные игры»
Педагоги ДОУ Мероприятие-развлечение: «Науруз»
Педагоги ДОУ Консультация для родителей: «С чего начинается Родина?»
Апрель
Педагоги ДОУ
Развлечение «Карга буткасы»
Родители Выставка «Умелые руки»
Школа Праздник «Воронья каша»
Библиотека Показ мультфильмов на башкирском языке
Мини-музей детского сада Выставка: «Башкирские национальный костюм»
Май
Педагоги ДОУ
Беседа: «Национальные блюда башкирской кухни»
Музыкальная школа Прослушивание башкирских композиторов
Педагоги ДОУ
Родители Презентация дидактических игр по ознакомлению с элементами национального орнамента
Школа Мероприятие для будущих первокласников
Июнь
Библиотека
Ознакомление с башкирскими обычаями
Педагоги ДОУ
Родители Мероприятие – развлечение: «Сабантуй»
ФОК Эстафеты «Шумное веселье»
Музыкальная школа Концерт «Веселый оркестр
Заключение
Участниками проекта по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте являются дети, педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры ДОУ. Проект направлен на всестороннее развитие ребенка, посредством приобщения его к национальной культуре народов, населяющих республику Башкортостан.
Ожидаемые результаты в процессе реализации проектной деятельности: ---воспитать у детей чувства толерантности, уважения к культуре разных народов;
-вызвать интерес к изучению культуры разных народов, родного края;
-способствовать развитию здоровой, культурной, ответственной личности,
-воспитывать чувства патриотизма, любви к родному городу.
Приложение 1
Игры
Хороводные игры
Чума рд к, чума каз, Т б т й, Утыр, утыр, З нг р ч ч к, Ак калач, К рия – З к рия, Яулык алыш, Ш р ле, ш р ле, Башмакчы, Куянкай, К рс т ле, ск нем.
Малоподвижныеигры:
Очты, очты, Кем тавышы, бел, Буяу сатыш, Кошлар.
Физкультминутки
Жил, Ч б к-ч б к, без яздык, Шаян балалар, Урманда, Кар б ртекл ре.
Народные башкирские игры:
Юрта, б к, Кемд й зек, Герл меш, Буш урынлы, Кап та коп, Почмак алыш, Ак, дим, кара, дим, Сапожок, Косилка-молотилка и т. д.
Пальчиковые игры
Бармак санашулар, К к-к, чыпчык, песием, песием.
Дидактические игры
- по ознакомлению с элементами национального орнамента:
1. «Составь узор на салфетке»
2. «Найди пару» (орнаменты домино)
3. «Найди и назови» (орнамент)
4. «Составь узор на платье»
- по ознакомлению с гербом Башкортостана, города Нефтекамск
1. «Составь картинку» (Составить герб города и республики из элементов)
2. «Раскрась флаг Башкортостана»
3. «Собери правильно»
4. «Исправь ошибку»
- по ознакомлению с родным городом
1. «Узнай по силуэту» (архитектурные сооружения,
2. «Придумай сказку о родном селе».
Приложение 2
Мультфильмы на башкирском языке
№ Название мультфильма
1 «Бала хэм кубэлэк”
2 “Эш беткэч уйнарга ярый ”
3 “К бел н Сарык”
4 “ ги Кыз”
5 “Сертотмас рд к”
6 “Су Анасы”
7 “Чукмар бел н Тукмар”
8 “К л Кызы”
9 “Куян кызы”
10 “Т лке бел нКаз”
11 “Простоквашино”
12 “Бала бел н Карлсон”
13 “Кыш Ба ай м й”
14 “Камыр Батыр”
15 “Винни – Пух”
16 “Гали бел н К ”
17 “Ак Бабай”
18 “Ай м Кояш”