Гульназ Субханова
Проектная работа «Народные ремесла и промыслы города Бугульмы с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель методической разработки приобщение детей старшего дошкольного возраста к родной культуре, посредством знакомства с народными промыслами с помощью данного проекта.
Задачи методической разработки
1. Возможность использования данного проекта как один из видов ознакомления с народными промыслами родного края.
Публикация «Проектная работа „Народные ремесла и промыслы города Бугульмы с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Старшая группа
- Темочки
2. Развитие поискового поведения у дошкольников : развитие активности детей, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам.
Тип проекта : информационно-творческий, информационно-познавательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный (октябрь-декабрь)
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проекта : формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами посредством использования инновационных, игровых технологий, разнообразной художественной деятельности.
Задачи проектной деятельности :
1. Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей, с характерными элементами, колоритом своего края.
2. Сформировать интерес к различным народным промыслам и их характерным особенностям через их изучение.
3. Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
4. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
5. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми и по поиску информации о народных промыслах города Бугульмы.
6. Привлечение родителей к созданию мини-выставки изделий прикладного творчества (полотенца, платки, калфаки, тюбетейки, сапожки).
7. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы реализации проекта.
Проект реализовывался через следующие виды деятельности:
1. Познавательная деятельность.
2. Коммуникативная деятельность.
3. Художественно-творческая деятельность.
4. Игровая деятельность.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
3. Подбор методической литературы для реализации проекта.
4. Подготовка наглядно-дидактического материала.
5. Организация мини-музея «Народные ремесла и промыслы»
6. Организация экскурсии в «Дом ремесел» города Бугульмы на платформе ZOOM.
7. Организация виртуальной экскурсии в музей «Изучение родного края» имени Атласи татарской гимназии №14 города Бугульмы.
II.Основной этап.
1. Проведение тематических занятий
2. Виртуальная экскурсия в музей имени Атласи татарской гимназии №14 «Изучение родного края»
3. Изготовление народных игрушек, поделок и рисунков.
4. Проведение бесед.
5. Организация мини-музея по народным промыслам совместно с родителями и детьми.
6. Экскурсия в «Дом ремесел» города Бугульмы на платформе ZOOM.
7. Проведение дидактических игр «Укрась одежду татарским национальным орнаментом», «Составь узор», «Найди и назови орнамент».
8. Знакомство с историей Бугульминского фарфорового завода (просмотр видео «Бугульминский фарфоровый завод»)
9. Знакомство с Бугульминским валяльным цехом. (просмотр картинок)
10. Организация экскурсии в Бугульминский краеведческий музей.
III. Заключительный этап.
1. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
Предполагаемый результат.
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к народному ремеслу и промыслу РТ у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве татарских мастеров и жизни татарского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема народного ремесла и промысла РТ в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
План работы с детьми по осуществлению проекта.
Тема: «Вышивка и ткачество».
Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с образцами татарского народного искусства. Учить понимать и оценивать красоту и эстетическую значимость татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Развивать эстетические чувства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Месяц № Тема Виды деятельности
Октябрь 1.
2.
3.
4.
«Что такое народные промыслы и их виды»
«Татарский национальный орнамент»
«Татарский национальный костюм»
«Ковроделие»
- рассказ с использованием картинок
- просмотр презентации «Виды народных промыслов»
- рассматривание иллюстраций и наглядного материала
- Дидактическая игра «Найди узор», «Составь узор»; «На, что похоже?»
- рисование по шаблонам татарского орнамента;
- просмотр презентации о татарских национальных костюмах;
- заучивание татарских народных
стихов : «Тюбетейка и калфак»
Р. Валеева. Перевод Е. Муравьева;
- организация выставки «Татарские национальные костюмы»
- виртуальная экскурсия в костюмерную Дома техники;
- виртуальная экскурсия в музей «Изучение родного края» имени Атласи татарской гимназии №14 города Бугульмы.
- игра «Одевание куклы в татарский национальный костюм»
- рассказ о ковроделии, просмотр картинок
- коллективная работа «Украшение татарского национального коврика».
- экскурсия в «Краеведческий музей» города Бугульмы
Тема: «Гончарное дело. Резьба по дереву»
Цель: знакомство с гончарным делом и резьбой по дереву; способствование развитию интереса к этим видам промыслов.
Месяц № Тема Виды деятельности
Ноябрь 1.
2.
3. «Гончарное дело»
«Резьба по дереву»
«Дом ремесел» - беседа
- просмотр видео «У мастера в мастерской»;
- рассказ и рассматривание изделий, сделанных из дерева;
- виртуальная экскурсия в Бугульминский «Дом ремесел» на платформе ZOOM
- создание мини-музея в группе по народным ремеслам совместно с родителями
Тема: «Художественная керамика. Валяльный промысел».
Цель: познакомить с искусством художественной керамики и валяльным искусством; развивать интерес к этим видам искусства; воспитывать гордость, патриотизм.
Месяц № Тема Виды деятельности
Декабрь 1.
2. Художественная керамика
Валяльный промысел - рассматривание презентации;
- рассматривание альбома «Татарская национальная посуда»;
- дидактическая игра «Подбери посуду правильно» на планшете;
- рассказ о Бугульминском фарфоровом заводе с применением иллюстраций;
- просмотр видео на мультимедийной доске о Бугульминском фарфоровом заводе.
- беседа «Что такое валяльный промысел?»;
- рассказ о Бугульминском валяльном цехе с применением иллюстраций
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Заключение
Народные промыслы — не просто застывшие во времени образцы искусства далекого прошлого. Это наша живая история, традиции, наследие предков, красота любимой природы. Работа в детском коллективе, индивидуальные занятия дома, рассказы воспитателя в детском саду помогают понять всю красоту, уникальность, бесценность произведений народных мастеров. В детях воспитывается уважение к труду других людей и к своему собственному, к неповторимости каждого человека и его взглядов на мир, к старшему поколению, жителям сел и деревень, художникам и рабочим. Психологами доказано, что народные промыслы являются прекрасной терапией, участие в них успокаивает, способствует приобретению гармонии, налаживает общение, излечивает от стремления к спорам, разногласиям, капризам.
Знакомство с народным искусством способствует формированию эстетического отношения к окружающему. Все это необходимо для развития ребенка как личности. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Дети во всей полноте ощущают богатство родного края, родной культуры, родного языка. Сказочные животные знакомят их с традиционным фольклором, самовары и другая посуда — с народным бытом, свистульки и ложки — с музыкальными истоками, сценки из крестьянской жизни — с историей родного края, страны.
О народных промыслах написано много книг, в которых присутствуют живописные иллюстрации с пояснениями и элементами орнаментов. В дополнение к ним мы в своем проекте использовали такие виды деятельности как виртуальные экскурсии на заводы,, традиционные экскурсии в музеи, экскурсии на платформе ZOOM в мастерские, совместную деятельность с родителями которые помогут ребенку на практике закрепить услышанное в детском саду или увиденное при просмотре фильма.
Совместные ярмарки, выставки, посещения музеев, дидактические, сюжетно-ролевые игры связанные с народными промыслами надолго останутся в памяти детей, помогут пережить яркие эмоции и запастись множеством впечатлений.
Список использованных источников:
1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006
4. Гулова Ф. «Татарская национальная обувь»
5. Давыдова, Л. И. ; Габиев, Д. М. ; Красовицкая, Т. Ю. Народные художественные промыслы 1917 - 1932; Искусство - Москва, 1986. - 432 c.
6. Саттарова Л. «Казанская узорная кожа»
7. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 236 c.
8. Народные художественные промыслы России; Советская Россия - Москва, 1984. - 232 c.
9. Художественные ремесла и рукоделия России; М. : Пашков дом - Москва, 2008. - 392 c
Приложения
«Дом ремесел» в городе Бугульма.
В 2015 году в Бугульме открылся Дом ремесел. Главная цель создания Дома ремесел – возрождение, сохранение и развитие народных промыслов и ремесел. Пять творческих мастерских разместились в городской библиотеке. Сотрудники Дома ремесел – настоящие умельцы - готовы обучить азам старинных промыслов всех желающих. Среди них – студия резьбы по дереву «Душа древа», декоративно-прикладного искусства «Шедевр», школа швейного мастерства «Стиль» и гончарная студия «Живая глина». Здесь люди могут научиться работать на гончарном круге, шить обрядовые куклы, заниматься резьбой по дереву, художественной росписью и лозоплетением.
Кроме того, в Доме ремесел организована постоянно действующая выставка-продажа изделий декоративно-прикладного творчества.
Бугульминский Валяльный цех.
История предприятия насчитывает уже более 37 лет. Всё начиналось с выпуска обыкновенных некрашеных валенок. Но со временем производство расширялось, ассортимент становился более разнообразным, появлялись новые модели. Применение красителей позволило создать богатый выбор оттенков обуви, а, благодаря художественной вышивке, появлялись настоящие произведения искусства.
Продукция не только неоднократно была представлена на творческих выставках, но и заслуженно завоёвывала высокие оценки. И действительно, без хорошего сырья невозможно сделать достойную продукцию. Шерсть, которая используется для производства валенок, должна отвечать высоким требованиям: иметь определённую структуру, влажность, правильно храниться. А ведь именно натуральная овечья шерсть и придаёт валенкам их волшебные свойства. Обутые на босую ногу они оказывают массажное воздействие. За счёт трения создаётся электростатическое поле, которое способствует улучшению циркуляции крови. Натуральная шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, оставаясь при этом сухой. Именно такое сухое тепло очень полезно при простудных заболеваниях.