Наталия Жаркова
Проектная работа «Мы и деревья»
Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»
Автор:Жаркова Наталия Геннадьевна воспитатель МБДОУ Д/с №120 г. Дзержинска Нижегородской области.
Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта : Нижегородская область г. Дзержинск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Д/С №120
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников.
Продолжительность: Срок реализации проекта - 12 месяцев.
Публикация «Проектная работа „Мы и деревья“» размещена в разделах
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.
Проблема:
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Цель проекта : выяснить представления детей о деревьях, заинтересовать проблемой, формировать представления о том, что человек и природа не могут существовать друг без друга.
Задачи проекта :
• Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
• Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
• Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
• Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
• Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
• Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
• Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
• Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
• Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы проекта :
Этапы Содержание работы на этапе Сроки реализации этапа
Подготовительный: Чтение художественной литературы по теме.
Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года.
Наблюдения за деревьями на территории детского сада.
Заучивание стихотворений, песен.
Беседа с детьми: «Дерево живое?»
Анкетирование родителей.
Беседы с родителями.
Разработка листов наблюдения для опытов. Октябрь
Основной: Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие Тематическая беседа по теме «Деревья - наши друзья».
-Рассматривание иллюстративного материала по теме.
-Составление альбома со стихами, загадками, пословицами, рисунками, фотографиями.
- Совместное участие детей и родителей в творческой выставке " Природа – кладовая чудес"
-Создание панно " Как лесник заботится о лесе"
- Создание панно" Этого не следует делать в лесу"
-Создание в группе мини - музея «Чудесные превращения дерева".
- Изготовление модели «Лес - многоэтажный дом».
-Общение с природой – «Осенний парк»,
«Что я могу сделать для всех деревьев».
Опытно-исследовательская деятельность:
1. Знакомимся с деревьями :
-для чего деревьям листья, корни, ствол, кора;
- какой высоты дерево;
-какова ширина дерева;
-есть ли у дерева соседи, друзья, знакомые;
-есть ли у дерева семья;
-есть ли у дерева «детки»;
-растут ли такие деревья в городе ещё;
-составление плана участка
2. Изучаем листья и крону:
-сколько на дереве листьев, какая крона;
-наблюдение за тенью дерева, ее движением;
-исследование листьев;
-исследование почек.
3. Изучаем кору и ствол:
-чем покрыт ствол;
-ширина, длина;
-что такое кора, для чего служит, какая она;
-чем пахнет в разное время года кора, ствол (сухую погоду, после дождя.);
-есть ли на дереве трещины, дупла, лишайники, мхи;
-есть ли на коре следы, оставленные человеком;
-наблюдения за кольцами дерева.
4. Изучаем корни:
-что держит дерево в земле;
-какие корни по длине, выходят ли на поверхность, для чего они нужны.
6. Изучаем плоды и семена:
-какие они, кто их разносит;
-для чего они нужны.
7. Изучаем животных, связанных с деревом :
-какие животные посещают наше дерево (птицы, насекомые, пауки);
-хорошо ли они заметны на дереве;
-какие домашние животные прибегают е дереву.
8. Изучаем почву:
-куда опадают листья осенью, что с ними происходит весной;
-живет ли кто-нибудь в почве под деревом;
-из чего состоит почва под деревом;
-есть ли вода в почве под деревом;
-подкормить почву под деревом, для чего это необходимо.
9. Изучаем дождь:
-хорошо ли дерево спасает человека от дождя;
-значение осадков для дерева;
-бывает ли на деревьях роса;
-дерево пьет воду, при этом часть ее испаряется с поверхности листьев;
-можно ли спрятаться под деревом от грозы.
Художественно – эстетическое развитие: Аппликация : «Дерево из наших ладошек»
Рисование в художественной нетрадиционной технике "Печатание осенними листьями"
Лепка в технике пластилинографии «Осенний листок»
Ручной труд: Поделки из природного материала / шишек/ " Веселый ежик"
Социально – коммуникативное развитие-Заготовка и сушка листьев, растений для аппликации, гербария.
-Помощь дворнику в уборке листьев на участке.
-Уборка прошлогодних листьев и травы на участке.
-Уборка сломанных веток на участке.
-Изготовление волшебного мешочка для игры «Угадай, что в мешочке»,
-Заготовление пеньков и спилов дерева (использовать только погибшие деревья)
-Окапывание стволов деревьев и кустарников.
-Помощь деревьям (подвязывание веток, очищение стволов от мха т. д.)
-Подбор художественной литературы по данной тематике.
-Изготовление панно из листьев.
-Подбор загадок, пословиц, поговорок о деревьях
- Подбор примет, легенд о деревьях.
-Сочинение сказок о дереве «Мой Кленок»
-Фотографирование любимого дерева.
Речевое развитие Составление описательных рассказов о дереве.
Придумывание детьми сказки «Если бы я был деревом…»
Дидактическая игра «Кто больше?», «Словесный сад».
Составление рассказов о бережном отношении к деревьям.
Разгадывание кроссвордов, ребусов о деревьях.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».Пословицы и поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе.
И. Токмакова «Сосны», А. Прокофьев «Березка», Н. Некрасов «Зеленый шум», В. Зотов «Лиственница», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Дуб», «Береза», А. Твардовский «Лес осенью», В. Бианки «Лес зимой», И. Соколов – Микитов «Листопадничек», М. Михайлов «Лесные хоромы», Ю. Дмитриев «Что такое лес?».А. Лопатина «Рассказы о деревьях и цветах»
-«Прогулки по лесу» - познавательные рассказы о природе,
Заучивание стихотворений о деревьях и лесе.
Беседы:«Что нужно нашему дереву?», «Кому нужны деревья в лесу», «Сравнение деревьев и кустарников».
Работа с родителями :
Консультация «Природа как воспитатель
Экологические акции:
«Здесь будет город-сад», «Живая елочка – зеленая иголочка»;
Оформление гербария:
«Деревья нашего края»;
Оформление папки-передвижки для родителей: «Кора лечит»,
Праздник «День дерева». Ноябрь сентябрь
Заключительный: Оформление выставки «Мы и деревья?» Презентация проекта. Сентябрь
Ожидаемые результаты:
1. Дети получили представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком.
2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей.
3. Родителями оказана активная помощь в оформлении гербария «Деревья нашего края».
4. Оформлена выставка «Мы и деревья?».
Значимость проекта :
Формирование у детей экологического мышления.
Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.