Гунча Эрешова
Проектная работа в старшей группе «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ»
___
694530, Россия, Сахалинская область, Курильский район, г. Курильск, ул. Гидростроевская, 13А
телефон 8 (42454) 42-1-60, 42-0-43 ИНН/КПП 6511003683/651101001, ОГРН 1026501100845, Email : sad-alenyshka@yandex.ru
Проектная работа в старшей группе
«Масленица»
Публикация «Проектная работа в старшей группе „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Подготовила: Эрешова Гунча Пермановна
воспитатель первой
квалификационной категории
Курильск
2021г.
«Масленица»
Краткосрочный групповой проект 2021г.
Воспитатель: Эрешова Гунча Пермановна
Возраст детей: Старшая группа
Тип проекта : групповой, игровой, познавательно-творческий.
Место работы : МБДОУ детский сад «Алёнушка» старшая группа «Облачко»
Исполнители: Дети старшей группы, воспитатель, родители
Продолжительность проекта : краткосрочный 08.03.21-14.03.21.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Т. Кайзер
Актуальность проекта :
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица».
Масленица - один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами.
Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, хороводы водить да песни попеть.
Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.
В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Новизна проекта :
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа.
При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Цель проекта :
-Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.
-Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.
- Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.
- Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи:
-.Формировать любовь к Родине, ее традициям.
-.Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
-.Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников.
-.Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
План работы для воспитателя :
- определение цели и задач проекта;
- сбор информации об истории праздника;
- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
- составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;
- информирование родителей о предстоящем мероприятии по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;
Формы организации:
- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные. - Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
- Просмотр презентаций,иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
- Интегрированная НОД.
- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.
- Консультации.
Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Беседа: «Что такое Масленица».
- Заучивание стихотворений, хоровода, песен.
- Рисование «Испеку блин на сковородке»
- Лепка «Блины с икрой»
- Народные игры - забавы «Ручеёк», «Звонарь» ,«Гори, гори ясно», «Кто быстрее на метле?»;
- Разучивание песни русской народной песни «Блины»; «Весну звали».
- Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».
Работа с родителями :
- Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми;
- Консультация для родителей: «Масленица широкая».
- Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском парке в воскресение.
Ожидаемый результат:
- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
- Получение представлений о народных играх, обрядах;
- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
- Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
Проблема:
Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Этапы проекта :
Подготовительный этап (информационно-накопительный) :
-Создать условия для формирования интереса к празднику.
-постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.
-Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
-Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
- Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.
-Привлечь родителей к участию в проекте.
-Анкетирование родителей «Народные праздники дома».
Основной этап (организационно-практический) :
-формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.
- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.
-Заучивание стихов, русских народных песен.
-Разучивание хороводных игр.
Понедельник - «Встреча гостей»
- Беседа о значении названия «Встреча гостей»- ходили к друг другу в гости
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»;
- Совместная деятельность - рисование «Испеку блин на сковородке» ;
- Отгадывание загадок о зиме и весне.
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях
-Заучивание песен, загадок,частушки, пословиц о Масленице ;
- Разучивание песни «Весну звали»;
-Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;
-Хороводная «Весну звали»;
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;
Среда - «Лакомка»
- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли и вдоволь ели блины ;
- Беседа «Значение и символика блинов»;
- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;
- Рисунки на снегу ;
Четверг - «Разгуляй»,
Суббота - «Золовкины посиделки»
-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься, поиграть; «Золовкины посиделки» - навещали сестер мужа;
- Рисования на тему «Госпожа Масленица»
- Оформление выставки детских рисунков;
- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т. д. ;
- Просмотр мультфильма из серии. «Масленица»;
Народные игры - забавы «Ручеёк», «Звонарь» ;
- Хороводная игра «Весну звали».
Пятница - «Тёщины вечёрки» ,
Воскресенье «Прощённый день».
- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на блины и «Прощённый день» - все просят друг у друга прощение;
- Народная игра-забава «Снежный тир»;
- Инсценирование стихотворения С. Михалкова «Как мужик корову продавал» .
Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.
- Презентация сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;
- Совместный праздник детей и их родителей «Масленица широкая».
-Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».
-Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Масленица широкая».
Обобщение:
В ходе реализации проекта воспитанники старшей группы «Облачко» познакомились с историей народного праздника Масленица, узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время.
Дети с удовольствием заучивали песни, загадки, поговорки о Масленице. На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы, водили хороводы. Родители наших детей приняли активное участие в приготовлении блинов вместе со своими детьми.
Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями, на расширение знаний о народном празднике Масленица.
Итоговое мероприятие:
-Стенгазета «Масленица широкая»;
-фотовыставка детей;
-участие в районном мероприятии празднования Масленицы.
Литература:
1.«Знакомство дошкольников с народной культурой» А. Я. Чебан, Л. Л. Бурлакова ;
2.«Календарные и народные праздники в детском саду»
3. Интернет ресурсы: