Татьяна Парасюк
Проектная карта «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для социальной ситуации развития в процессе создания огорода на подоконнике
«Познавательно-исследовательская деятельность»
Тема: «Что нужно для посадки растений?»
Задачи:
1. Создать условия для развития представлений о посадке семян и условий их произрастания;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- познавательно-исследовательской деятельности, выявления некоторых свойств
растений, связей между условиями
Публикация «Проектная карта „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
жизни растений, их строением и развитием (влияние света, влаги, тепла на строение и развитие листа, плода;
- живого и заинтересованного участия в познавательно-исследовательской деятельности - детском экспериментировании с усложнением
действий по решению проблемных ситуаций (выявление свойств грунта);
- работы с моделями;
- взаимодействия в подгруппах;
- выражения детьми своих мыслей, умения действовать сообща друг с другом: уступать договариваться;
3. Создать условия для воспитания уважения к труду в огороде
«Коммуникативная деятельность»
Тема: «Для чего мы делаем посадки овощей?»
Задачи:
1. Создать условия для развития представлений о росте и развитии овощей;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- правильного понимания и употребления в речи названий свойств овощей (цвет, размер, форма, характерные признаки, предназначение);
- использования в речи не только простых (полных, распространённых, но и сложных (сложносочинённых, сложноподчинённых) предложений;
- самостоятельного использования существительных,
прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания;
- развития звуковой и интонационной культуры речи (слоги, звуки);
- взаимодействия в подгруппах;
- выражения детьми своих мыслей;
3. Создать условия для воспитания культуры общения, умения внимательно слушать, не перебивать других
«Познавательная деятельность» (РЭМП, сенсорика)
Тема: «Семена для посадок»
Задачи:
1. Создать условия для:
- развития представлений о посадке, росте и развитии овощей;
- развития представлений о свойствах предметов на основе чувственного опыта (форма, цвет, геометрические фигуры)
2. Создать условия для приобретения опыта:
- образования числа 8;
- практического применения полученных представлений о параметрах величины протяженных предметов и способах их сравнения по величине, высоте (наложение и приложение);
- взаимодействия в подгруппах;
- выражения детьми своих мыслей, предположений, вариантов решения проблемной деятельности;
3. Создать условия для воспитания уважения к труду в огороде
«Театрализованная деятельность»
Тема: «Пых»
Задачи:
1. Создать условия для:
- закрепления представлений об овощных культурах, которые можно вырастить огороде на основе текста сказки;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- перевоплощения в образ своего героя (мимикой, жестами, интонационной выразительностью);
- четкого проговаривания звуков, слов;
- взаимодействия в подгруппах;
- выражения детьми своих мыслей;
3. Создать условия для воспитания интереса к театральной деятельности
«Речевое развитие»
Восприятие художественной литературы
Тема: пересказ белорусской сказки «Пых»
Задачи:
1. Создать условия для развития представлений об овощных культурах;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- ответов на вопросы по содержанию произведения полными предложениями;
- пересказа произведения с использованием средств интонационной речевой выразительности (силы голоса, интонации, ритма и темпа речи).
- эмоциональной передачи в ходе пересказа произведения своего отношения к героям;
- взаимодействия в подгруппах;
- выражения детьми своих мыслей;
3. Создать условия для воспитания интереса к народному творчеству
«Конструктивная деятельность»
Тема: «Емкости для посадки рассады» (бросовый материал)
Задачи:
1. Создать условия для развития представлений о необходимости подготовки тары для рассады растений;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- изготовления емкостей из бросового материала (коробок из-под сока, молока, одноразовых контейнеров);
- оформления готовой емкости элементами рисования или аппликации;
- взаимодействия в парах;
- выражения детьми своих мыслей;
3. Создать условия для воспитания интереса к оформлению огорода на подоконнике «Изобразительная деятельность»
Лепка
Тема: «Пых» (сюжетная, по мотивам сказки)
Задачи:
1. Создать условия для закрепления представлений об овощах;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- овладения средствами лепки: применения различных
способов лепки (из целого куска пластилина, комбинированным и конструктивным способом, направленных на создание объёмного образа – гороха, фасоли, бобов;
- освоения приёмов скатывания (шариков, выравнивания, прищипывания, оттягивания;
- развития умения передавать форму семейства бобовых;
- взаимодействия в подгруппах;
- выражения детьми своих мыслей;
- свободного выбора материалов и партнеров для деятельности;
3) Создавать условия для воспитания самостоятельности, аккуратности.
«Изобразительная деятельность»
Рисование
Тема: «Хозяйка с базара домой принесла»
Задачи:
1. Создать условия для закрепления представлений о внешнем виде овощей;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- самостоятельной
передачи внешнего вида овощей;
- самостоятельного выбора цвета и оттенков красок, фона,
- смешивания красок на палитре для получения
светлых, тёмных тонов, накладывания одной краски на другую;
- взаимодействия в подгруппах;
- выражения детьми своих мыслей;
3. Создать условия для воспитания бережного отношения к посадкам овощей
«Двигательная деятельность» на прогулке
Тема: «Мы посадим огород»
Задачи:
1. Создать условия для:
- развития представлений об условиях произрастания растений;
2. Создать условия для приобретения опыта:
- подлезания под дуги разной высоты;
- ходьбы и бега в колонне по одному по ограниченной площади, с сохранением равновесия;
- сохранения правильной осанки в процессе двигательной деятельности
I Вводная часть
Ходьба и бег между двумя шнурами, бег и ходьба чередуются. Ходьба на носочках. Ходьба
II Основная часть
ОРУ - комплекс
1. «Через заборчик»
Ходьба с перепрыгиванием через препятствие, с сохранением устойчивого равновесия.
2. «Воротца» -
подлезание под дуги разной высоты;
3. «Перенесем рассаду»
Дети несут кубики зайкам.
4. П/и «Зайцы в огороде»
(прыжки на двух ногах)
III Заключительная часть
Ходьба друг за другом
I Наблюдение за погодой на улице ( развитие умения находить и описывать признака весны: тает, слякоть, сосульки и т. д.)
Рассматривание дидактических картинок по теме проекта, семян
Игра-экспериментирование «Посадка лука и чеснока в землю, в стаканчик с водой» (развитие умения ставить цель эксперимента и проводить его)
Беседа «Какие растения можно вырастить на подоконнике?»
II Наблюдение за огородом на подоконнике, оформление дневника наблюдений (развитие наблюдательности)
Д/и «Разложи семена»
(развитие мышления)
Опыт «Земля, какая она?» (развитие умения определять состав почты для посадки растений)
Рассматривание семян проросшей фасоли - откуда появился корешок? I Наблюдение за веточками в вазах с водой и без нее
(развитие умения описывать, от какого дерева ветка, что на ней есть, условия)
Исследование «Строение растений» ( развитие умения называть строение растения: корень, стебель, листья и т. д.
Беседа «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений»
II Наблюдение за огородом на подоконнике, ведение дневника наблюдений (развитие любознательности)
Разрезные картинки «Овощи»
Исследование картофеля через лупу, поставить в освещенное место, проследить за глазками картофеля (развитие умения делать выводы после проведенного исследования)
Наблюдение за луком (развитие умения сравнивать посадки лука в воде и земле)
Опыт «Почему картофель нельзя хранить на свету?» (развитие умения сравнивать, анализировать)
Д/и «Что сначала, что потом» (развитие логического мышления)
Рассматривание семян цветов разных сортов (развитие умения сравнивать, делать выводы)
II Наблюдение за огородом на подоконнике, ведение дневника наблюдений (развитие любознательности)
Беседа «Что нужно растениям для жизни?»
Эксперимент «Луковица – это корень или стебель?»
(развитие умения наблюдать, делать выводы)
Исследование семян лука, томатов, тыквы, бархатцев, овса, кабачков, огурцов (рассматривание лупой) (развитие умения сравнивать, делать выводы)
I Наблюдения «Растут ли наши растения?»
(развитие наблюдательности)
Д /и «Что лишнее?» (развитие восприятия, мышления)
Д/и «Угадай на ощупь» (развитие тактильных ощущений) -
II Наблюдение за принесенной рассадой из дома (развитие умения анализировать)
Игра-экспериментирование «Как растет картофель?» (картофель помещен внутрь коробки начало недели - конец недели – результат эксперимента) (развитие умения делать выводы)
Опыт «Есть ли семена внутри картофеля?» (развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать)
I Д/и «Посчитай семена» (развитие порядкового счета)
I Д/и «Подбери пару овощной культуре» (развитие зрительного восприятия)
I Д/и «Чего больше?» (овощи) (развитие зрительного восприятия)
II Д/и «Сосчитай посадки» (развитие умения, определять количество)
I Шнуровка «Овощные культуры»
Д/и «Найди такой же»
II Д/и «Где растут?» (развитие ориентировки)
I Д/и «Какая рассада выше, больше?» (развитие умения определять толщину, высоту)
II Д/у «Распредели растения» (распределение по геометрическим формам)
I Д/и «Назови ласково»
(развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные существительные)
Составление загадок на тему «Овощи» (активизация речи)
II Д/и «Один-много» (развитие умения образовывать слова во множеств. числе)
Артикуляционная гимнастика (закрепление)
«Я играю с язычком»
I Пальчиковая игра «Овощи»
(развитие умения согласовывать речь и движения)
Творческое рассказывание «Как я помогаю на огороде»
II Д/и «Опиши растения» (развитие умения описывать овощные культуры) подгруппа
Артикуляционная гимнастика «Я играю с язычком» (закрепление) подгруппа
I Д /и «Закончи предложение» (развитие умения заканчивать предложение по смыслу)
Речь с движением
«Огород круглый год»
II Д /и «Как можно вырастить овощи?» (развитие умения составлять предложение)
Артикуляционная гимнастика «Я играю с язычком»
I Составление рассказа «Как я вырастил растение дома…» (развитие умения составлять небольшой рассказ)
II Д /и «Повтори» (развитие умения повторять слова-рифмы)
I Чтение перед сном стихотворения О. Емельяновой «Что растёт на огороде»
Чтение перед сном стихотворений «Салат» М. Дружининой, Г. Глушнева
II Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Огород» (развитие памяти)
I Чтение перед сном стихотворения Н. Нищевой «Огород»
II Разучивание стихотворения М. Дружининой «Чеснок»
I Повторение стихотворения М. Дружининой «Чеснок», чтение перед сном стихотворения Г. Рукосуевой «Огурец»
II Повторение р. н. с. «Репка», «Вершки и корешки»
(развитие памяти, умения вести диалог)
I Конструирование из различных видов конструктора по желанию детей
«Овощной магазин» (конструирование из различных видов конструктора)
II Конструирование из различных видов конструктора по желанию детей
I «Огород» (конструирование из счетных палочек)
II «Теплица для рассады» (конструирование из деревянного конструктора)
I «Магазин семян» (из деревянного конструктора)
II Конструирование из различных видов конструктора по желанию детей
I Этюд «Покажи овощи» (развитие умения перевоплощаться)
II Сюжетно-ролевая игра «Магазин семян и рассады» (включение в игру мало активных, стеснительных детей)
I Соц. игра «Передай настроение» (развитие умения передавать свое настроение)
II Сюжетно-ролевая игра «В магазине семян» (развитие умения играть роль)
I Настольный театр «Репка» (обыгрывание знакомых сказок)
II Сюжетно-ролевая игра «Магазин семян и рассады»
(развитие умения выбирать себе роль и действовать в соответствии с ролью)
I Соц. игра «Цветочки»
(создать условия для развития умения говорить друг другу вежливые слова)
I Рисование по собственному замыслу (краска, полученная из овощей, листочки)
II Лепка «Овощ, который можно вырастить в домашних условиях» (пластилин, стеки, клеенки)
I Рисование (раскраски) «Огород» (мелки, карандаши, листочки)
I Лепка по собственному замыслу (пластилин, стеки, клеенки)
I Лепка «Цветы» (налеп из колбасок, пластилин, картон с нарисованными цветами, развитие мелкой моторики)
II Рисование «Составь узор» (краски, печатки овощей)
Рассматривание репродукции картины И. Михайлова «Овощи»
Рассматривание репродукции картины А. Лентунова «Овощи»
Рассматривание иллюстраций к сказкам «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»
I Муз/дид. игра «Какая музыка?»
II Дыхательное упражнение «Весенний ветерок»
I Художественно – эстетическое развитие. Музыка
II Разучивание песни с показом движений «Огородная хороводная»
I Художественно – эстетическое развитие. Музыка
Муз/дид. игра «Огород»
II Повторение песни с показом движений «Огородная хороводная»
I Повторение танца «Есть у нас огород»
II Прослушивание песни «Веселый огород»
I Отбор семян, посадка лука, чеснока, различных видов бархатцев в ящики, емкости, полив (развитие трудолюбия)
II Посадка семян цветов в ящики, емкости, полив (развитие интереса к труду на «домашнем» огороде)
I Чистка малых форм, веранды ото льда и снега на участке (развитие желания помогать)
II Одевание, умывание, расчесывание после сна (развитие культурно-гигиенических навыков)
Посадка семян цветов в ящики, емкости, полив
I Уход за огородом на подоконнике (протирание пыли, рыхление, полив) (развитие ответственности, самостоятельности)
II Уборка игрушек в группе по центрам активности (развитие умения наводить чистоту)
Пересадка рассады томатов в емкости (подготовка почвы)
I Полив рассады в ящиках, горшках, комнатных растений уход за ними (развитие трудолюбия, умения ухаживать за растениями, обеспечение световым и тепловым режимом)
II Мытье поддонов для комнатных растений (развитие трудолюбия)
I П/и «Бездомный заяц» (развитие умения играть по правилам, следить за игрой – развитие внимания,
П/и «Найди свой домик»
(развитие умения свободно бегать, не наталкиваясь друг на друга)
Обручи
Упражнение «Запрыгни в лунку» (развитие умения прыгать)
Физминутка «Огород круглый год»
II П/и «1, 2, 3 к овощу беги» (развитие быстрой реакции,
П/и «Вершки и корешки»
(развитие внимания, восприятия)
Муляжи овощей
Упражнение «Собери овощи» (развитие быстроты в беге)
I П/и «Куры в огороде»
(создать условия для развития умения быстро бегать,
П/и «Зайцы в огороде»
(развитие умения прыгать на двух ногах)
Вертушки
Упражнение «Перепрыгни через дорожку»
Физминутка «Овощи»
II П/и «Овощи» (развитие умения играть по правилам,
П/и «Курочки и петушки» (с семенами фасоли, гороха, тыквы) (развитие внимания, быстроты)
Мячи среднего размера
Упражнение «Попади в лунку» (развитие меткости)
I П/и «Куры в огороде»
(создать условия для развития умения быстро бегать,
П/и «Зайцы в огороде»
(развитие умения прыгать на двух ногах)
Лопатки, вертушки
Упражнение «Пройди не упади» (развитие умения держать равновесие)
II П/и «Овощи» (развитие умения играть по правилам,
П/и «Курочки и петушки» (с семенами фасоли, гороха, тыквы) (развитие внимания, быстроты)
Мячи
Упражнение «Подбрось, поймай, упасть не давай» (развитие глазомера, ловкости)
П/и «1, 2, 3 к овощу беги» (развитие быстрой реакции,
П/и «Лунки» (развитие умения обращаться с клюшкой, следить за игрой)
Лопатки, клюшки, шайбы
Упражнение «Посади огород» (развитие быстрой реакции)
II П/и «Бездомный заяц» (развитие умения играть по правилам, следить за игрой – развитие внимания,
П/и «Пустое место» (развитие умения ориентироваться в пространстве, быстрой реакции)
Бельбоки
Упражнение «Горох в бутылку» (развитие глазомера, меткости)
Просьба, рекомендации: «Сделать посадки с ребенком дома»
Приобретение семян для посадок в группе, экспериментов
Консультация «Как организовать дома «Огород на окне»
Презентация - отчет о посадках дома и в группе
«Наши посадки»