Нажабат Гаджимагомедова
Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»
Введение
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Публикация «Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная цель: включение младших школьников в проектную деятельность.
Познавательная активность имеет ряд специфических форм проявления вроде уровня внимания, степени заинтересованности, эмоциональной окраски.
В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи.
Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы.
И, хотя, целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний-умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника. Он должен отличаться сформированностью таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоемким. Можно выделить:
o краткосрочные
o среднесрочны
o долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Кроме того, международные исследования последнего десятилетия показывают, что российские школьники лучше всего владели фактологическим материалом, где требовалось воспроизведение готовых знаний и умение применить их в знакомой ситуации, но нетрадиционно поставленные вопросы значительно снижали уровень ответов учащихся. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Все это приводит к тому, что выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Поэтому возникло понимание того, что необходимо вносить изменения в систему обучения в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Для решения проблемы пришлось серьезно проработать основные постулаты как старых, забытых, так и более современных, альтернативных, педагогических концепций. Особенно привлекательными оказались интерактивные технологии обучения, основанные на сотрудничестве и развитии культуры умственного и творческого труда учащихся. Некоторые методы интерактивного обучения используются нами на уроках достаточно широко: ролевые игры, работы в парах и группах, театрализованные элементы, экскурсии, учебные проекты и др.
На основании своего педагогического опыта возникло убеждение, что именно проектная деятельность вызывает у младших школьников интерес к познанию, способствует личностному росту. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) возникает необходимость решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Предлагаю рассмотреть опыт по использованию проектных технологий в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.
2.4 Особенности учебных проектов младших школьников.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе.
Одним из важных моментов введения младших школьников в проектную деятельность считаю их участие в исследовательской деятельности, открытии
способов решения учебных задач и способов получений знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников.
Потребовалось некоторое время и опыт, прежде чем придти к выводу, что погружать младших школьников сразу в какой-либо проект нецелесообразно в силу недостаточно развитых умений и навыков самостоятельной деятельности по причине психологических особенностей возраста. Поэтому собственно проектная деятельность со всеми ее требованиями организуется обычно по достижении учащимися определенных навыков исследовательской работы (обычно со второго полугодия 2 класса). Поэтому первая задача учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.
Для этого с первых уроков создаю ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др. В этом плане использую следующие приемы:
1. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др.
2. Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание предложений о явлениях, о связях между понятиями, диспуты, дискуссии.
3. Доказательства учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждении, проведение учебно-логических опытов и пр.
4. Формирование новых учебных выводов и обобщений.
Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими как:
· умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
· умение наблюдать, работать с научной литературой;
· умение проводить эксперименты;
· умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
· умение структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
· умение давать определения понятиям;
· умение отбирать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.
Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом, адекватно оценивать себя и других.
Все проекты проводились внутри класса, как правило, между группами учеников. На первоначальном этапе использовались ролевые, игровые и творческие проекты : «Моя любимая игрушка», «Законы нашего класса». По мере взросления детей составлялись следующие типы проектов :
1) исследовательские:
2) ролевые, игровые : с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы («Сочиняем свои сказки»);
3) информационные:
4) практико-ориетированные: особенность данного типа проектов состоит в достижении учащимися имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме. («Комнатные растения нашей школы»);
5) творческие:
В методической литературе обычно представлены алгоритмы проектов, реализуемых во внеклассной работе, считается, что организация проектной деятельности на уроках дело довольно трудное, непонятное, да и требования программы жесткие. Считаю, что полностью отказаться от технологии классно-урочного обучения нецелесообразно, но вводить проектный метод стоит для того, чтобы внести новизну в обычный ход урока, поддержать интерес, дать возможность посмотреть на привычное по-другому.
Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.
Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятия «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм» : разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.
Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе. Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность : что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Другой пример из опыта преподавания музыки. Детям предлагается проект «Моя любимая песня».
Схема работы каждого ученика была следующей:
1. Выбрать любимую песню.
2. Узнать, кто автор слов, музыки, исполнитель песни.
3. Найти дополнительные сведения о песне: когда песня написана, чему посвящена, в каком м/ф или х/ф звучала и т. д.
4. Написать текст песни, выполнить иллюстрацию к песне.
5. Подобрать дополнительное оформление: картинки, портреты композитора, автора слов, исполнителя.
6. Найти музыкальное оформление в формате mp3.
7. Продумать и провести социологический опрос среди выбранной категории людей. Тема соц. опроса “Рейтинг популярности песни”. Вопросы мы выбирали следующие: “Вы любите петь?”, “Вы знаете эту песню?”, “А вы когда-нибудь пели эту песню?” и пр.
8. Выполнить анализ результатов социологического опроса.
9. Подготовить выступление.
10. Представить свой проект перед одноклассниками.
Обобщая возможности ведения урока в режиме проектного обучения, считаю необходимым выделить следующие этапы работы методом проектов :
Мотивационный ( учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
2. Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
3. Информационно-операционный ( ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
4. Рефлексивно-оценочный ( ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В заключение хочется отметить, что относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.
Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
3.3 Опыт использования метода проектов во внеклассной работе
Работая в начальных классах, вот уже несколько лет я использую метод проектирования помимо уроков и во внеклассной работе, так как считаю, что этот метод положительно влияет на развитие творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
Какова воспитывающая роль проекта? Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной работы они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Групповая и ролевая деятельность работает на общий результат : то, что сделает каждый, в дальнейшем воплощается в общем результате.
В ходе работы над проектом воспитывается коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Мы даём возможность нашим ученикам научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “ предъявлять”, высказывать своё мнение, соглашаться или возражать.
Технология проектной деятельности для урочной, внеурочной и внеклассной работы одинакова. Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли, и вырабатывается план. Далее идет работа по намеченному плану, подготовка к отчету, сам отчет и рефлексия. По типологии, организуемые во внеклассной работе проекты часто относятся к творческим, ролевым, исследовательским.
В начале каждого учебного года предлагаю детям на первых классных часах проекты, организующие и мобилизующие коммуникативные и социальные возможности каждого младшего школьника – «Законы нашего класса», «Герб нашего класса». Хочется отметить, что ученики, переходя в следующий класс, по-другому смотрят на одну и ту же проблему, предлагая более «взрослые» варианты решений. Кроме того, подготовка к участию в каждом из общешкольных мероприятий обязательно содержит элементы проектной деятельности. Так, например, готовясь к празднованию Дня Победы, мои ученики 4 класса запланировали (и в дальнейшем успешно выступили) и инсценирование песни военных лет, и стихотворный монтаж. Проектными стали такие классные часы, как «Что в имени тебе моем» «Как дарить подарки?», «Мой друг» и др.
В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектами обязательно привлекаются родители, которые, после консультации с учителем, помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определённое русло. Учащиеся 3-го и 4-го классов с проектами справляются самостоятельно и под руководством учителя.
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.
Рассмотрим эту сторону организации проектной деятельности младших школьников.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки. (Приложение №5) Наши родители участвовали в проектах «Моя семья», «Семейный фотоальбом», и конечно без них не были бы столь успешными такие проекты как «Снегирь – птица 2008года», «Кошка Маша в цифрах и диаграммах».
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Таким образом:
· Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
· Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Так в радостной атмосфере совместного сотворчества, организуя работу над проектом, решаю задачу развития творческой и коммуникативной активности.
Структура учебного проекта
Любой проект, независимо от типа, имеет следующую структуру:
Постановка проблемы.
Выдвижение гипотез – путей решения проблемы.
Планирование деятельности по реализации продукта.
Сбор информации.
Структурирование информации.
Изготовление продукта.
Оформление продукта.
Выбор формы презентации.
Возможным выходом проектной деятельности является :
- выставка
- газета
- игра
- карта
- коллекция (гербарий)
- макет
- праздник- сказка
4)руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
координатор всего группового процесса;
эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Практика работы показывает что проект «не вмещается» в урок продолжительностью 45 минут. Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4 – 7 уроков.
В процессе проектной деятельности учащихся большое внимание уделяю анализу проделанной работы. В 3 классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку давал весь класс, высказывая свое мнение, оценивал учитель, оценка давалась по 10-бальной шкале.
Учащиеся моего класса защищали учебный проект «Словарные слова» на пленарном заседании школьного научного общества. Многие слушатели из числа старшеклассников посчитали его одним из лучших среди предложенных проектов. Дети проявили уверенность, четкость в выступлении.