Людмила Прокофьева
Проектная деятельность «Покормите птиц зимой» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 21 «ЧЕРЕМУШКИ» Г. ТОРЕЗ
Проектная деятельность в средней группе «Ромашка»
«Покормите птиц зимой»
Составил воспитатель: Прокофьева Л. Ю.
2019
Проект «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна,
Будет им зима…
А. Яшин
Тип проекта : Иформационно - воспитательный.
Публикация «Проектная деятельность „Покормите птиц зимой“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Формы работы: познавательная, игровая, продуктивная, работа с родителями.
Дата проведения: с 09.12.19. – 20.12.19.
Место проведения: МДОУ № 21 «Черемушки», средняя группа «Ромашка» Участники: дети 4-5лет, родители средней группы «Ромашка» МДОУ№21 «Черемушки»
Данные об авторе проекта : Прокофьева Людмила Юрьевна
Актуальность проекта :
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.
Цель проекта :
Расширять знания детей о внешнем виде и жизнедеятельности птиц зимой, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц. Развивать у дошкольников нравственные чувства через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создать оптимальные условия для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. Воспитывать заботливое отношение к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Проблема:
В холодное время года перед птицами встают жизненно важные вопросы: как подкормиться, чем питаться? Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, в силу наступивших холодов. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы, не могут пережить зиму и погибают. По статистике только одна из десяти оставшихся на зимовку птиц переживает это суровое время и встречает весну. Поэтому встает вопрос, как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? А проведенные опросы показали, что дети затрудняются называть зимующих птиц, мало наблюдают в природе, у них не сформированы навыки оказания помощи зимующим птицам, желание подкармливать их зимой.
Предполагаемый результат в конце проекта :
- дети узнают больше интересной информации о зимующих птицах;
- дети научатся изготовить кормушку из разного подручного материала вместе с родителями;
- дети, которые знают каким кормом подкармливать разных птиц : синичке – сало, воробью – зернышки и т. д. ;
- дети, которые наблюдать за жизнью птиц в природе, помогают им выжить зимой.
Продукт проектной деятельности :
- Памятка для родителей «Как подкармливать птиц»;
- Мастер-класс «Кормушка для птиц».
-Акция «С каждого по зернышку»;
- Книга «Стихи, загадки о птицах»;
- Открытие птичьей столовой на территории детского сада;
- Изобразительная деятельность (аппликация) «Синичка»;
- фотовыставка по проекту.
Задачи проекта :
Обучающие:
1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире.
2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.
3. Закрепить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Развивающие:
1. Развивать знания детей о птицах : их разнообразии, внешнем виде, повадках, особенностях питания.
2. Развивать активный словарный запас детей названиями: птиц, разнообразного корма.
3. Развивать монологическую речь.
4. Развивать двигательную деятельность детей во время подвижных игр.
Воспитательные:
1. Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь детям осознать главные этические законы жизни человека – любовь, добро, красота, справедливость к окружающему миру.
2. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших".
Словарная работа:
«крохи», название различного корма: зерна, семочки, сало, и т. д,понятие «зимующие птицы», «пернатые», названия зимующих птиц, кормушка.
Этапы реализации проекта :
1 этап подготовительный:
Задачи:
- определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
- формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
- воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
- развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду;
- подбор материала по теме.
2 этап основной:
Задачи:
- обобщить знания детей о зимующих птицах;
- обратить внимание на форму и строение птиц, учить находить сходство и различие между разными породами птиц.
- развивать творчество детей; вырабатывать сложную координацию движений кисти;
- активизировать речь, внимание и память детей, развивать логическое мышление и внимание;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать связную речь;
- способствовать развитию движений детей во время подвижных игр;
- формировать умения согласовывать движения с текстом;
- расширять и углублять знания детей о разнообразии используемого материала для изготовления кормушек для птиц.
3 этап заключительный:
Задачи:
- способствовать формированию гуманного отношения к птицам;
- формировать представления о том, что без помощи человека птицам трудно выжить;
- вызывать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и их родителей.
Приемы реализации проекта :
Работа воспитателей с детьми:
ООД:
Изобразительная деятельность : рисование: «Кормушка», «Птичка – синичка», лепка: «Птичка», аппликация «Синичка». Познавательно – исследовательская деятельность : «Экологическая тропа» (тропинками детского сада, «Птицы зимой», Воспроизведение фольклора и художественной литературы: Чтение В. В. Бианки «Сумасшедшая птица», Заучиваниестихотворения А. Барто «Синица».
Беседы:
«Птицы»
Цель: Выявить знания детей о разнообразии птиц.
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание
Рассматривание птиц на иллюстрациях в детских книгахЦель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель: Уточнить знания о внешнем виде зимующих птицах. Рассматривание альбома: «Зимующие птицы»
Цель: Уточнить знания о частях тела птиц.
Составление рассказов по иллюстрациям
Цель: Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную монологическую речь.
Разучивание стихов
Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать литературный текст, запоминать, развивать память. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель: Развить моторику рук, умения согласовывать свои действия, активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы
(фольклор, поэзия, рассказы)
Цель: Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы.
Н. Рубцов «Ворона» «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонов «Воробьишко», “Где обедал воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка”, В. В. Бианки «Сумасшедшая птица» из цикла «Синичкин календарь», Т. Ю. Бардашевская «Кормушка», А. Барто «Снегирь», «Синица»
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Дидактические игры:
«Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Чья тень?», «Мал – мала – меньше», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек», «Кто что ест», «Найди птичку», «Найди две одинаковые птички», «Один – много», «Сосчитай-ка», «Отгадай птицу по описанию»,
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
Подвижные игры:
«Вороны и воробьи», «Воробушки и кот», «Птички в гнездах», «Птички летают», «Споймай синичку".
Самостоятельная деятельность детей :
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах,
сюжетных картин и фотографий
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Настольно-печатные игры,разрезные картинки, трафареты
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
Экскурсия по территории детского сада
Наблюдения за птицами
Ежедневное наблюдение за птицами : «Какие птицы прилетают к кормушке?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?»
Цель:вызывать интерес к птицам, их повадкам.
Открытие «Птичьей столовой»
Цель: Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.
Сбор корма для птиц, Акция «С каждого по зернышку».
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период, к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств
Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
Совместная деятельность родителей и детей :
Изготовление кормушек для птиц «Птичья столовая» Цель: привлечь родителей к участию в проекте, вместе с детьми проникнуться к проблеме птиц в зимний период.
Акция «С каждого по зернышку»
Цель: сбор корма для птиц, воспитание гуманных чувств, желания помогать.
Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов: Цель: через художественную литературу, прививать любовь к птицам.
Календарный план реализации проекта :
Название и формат мероприятия Дата Участники Материалы
Беседа «Зимующие птицы» «Птицы»
Цель: Выявить знания детей о разнообразии птиц.
«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
«Зачем помогать птицам зимой»
Цель. Воспитать бережное отношение к живой природе. 09.12.19.
10.12.19.
11.12.19.
12.12.19.
13.12.19. Дети и воспитатель Конспект беседы Иллюстрации и сюжетные картинки
Чтение В. В. Бианки Чтение В. В. Бианки «Сумасшедшая птица», Заучиваниестихотворения А. Барто «Синица». 13.12.19
20.12.19 Дети и воспитатель Художественные произведения, иллюстрации
Ежедневное наблюдение за птицами : «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?» «Как птицы летают?» На протяжении Дети и воспитатель
Родители и дети Кормушки
ООД Изобразительная деятельность : рисование: «Кормушка» «Синичка» лепка «Птичка» аппликация «Синичка» объемная
11.12.19.
18.12.19.
12.12.19.
19.12.19. Дети и воспитатель Альбом, краски, кисти,вода,
образец,синичка; пластилин;
двухст цв. бумага
Подвижные игры «воробушки и кот», «Птички в гнездах», «Поймай синичку», «Вороны и воробьи», «Птички летают». На протяжении проекта Дети и воспитатель
Атрибуты для игр, маски
Раскраски «Птицы», обведи контур 13.12.19. Дети и родители Раскраски
Проведение Акции «С каждого по зёрнышку». На протяжении проекта Дети, родители и воспитатель Корм для птиц
Мастер – класс «Кормушка для птиц» 1 неделя проекта Дети и воспитатель Кормушки. Корм
Размещение кормушек на деревьях на территории садика «Птичья столовая». 15.12.19. Дети, воспитатель,родители Кормушки, корм для птиц
Рассматривание иллюстраций, фотографий
Альбом «Зимующие Птицы». 16.12.19.
17.12.19. Дети и воспитатель Иллюстрации, фотографии, альбом «Зимующие птицы»
Чтение художественных произведений детям перед дневным сном в саду, дома с родителями На протяжении проекта Дети, воспитатель,родители Н. Рубцов «Ворона» «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», В. В. Бианки «Синичкин календарь», Т. Ю. Бардашевская «Кормушка», А. Барто «Снегирь», «Синица»
Дидактические игра: «Узнай чья тень?», «Лишнее слово», «Кто что ест», «Найди птичку», «Найди две одинаковых птички», Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек», «Кто что ест», «Один – много», «Сосчитай-ка», «Отгадай птицу по описанию», В течении проекта Дети и воспитатель Материалы для дидактических игр
Отгадывание загадок о зимующих птицах. 18.12.19. Дети и воспитатель Загадки
Составление рассказов о птицах по картинкам 10.12.19. Дети и воспитатель Иллюстрационный материал
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах) 15.12.19. Родители, воспитатели книги
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми. Для детей среднего возраста свойственна высокая эмоциональная восприимчивость ко всему, что их окружает. Чем больше органов чувств задействовано в процессе воспитания и развития ребенка, тем полнее раскрывается перед ним картина мира. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей, отражается на их здоровье. Дети очень скучают по родителям, находясь в детском саду, участие в ней и мероприятиях запланированных в ходе проектной деятельности поможет детям и родителям почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом.
1. Детская энциклопедия «Птицы». Москва РОСМЭН 2012г.
2. Егорова Т. Г. Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей Экологическое воспитание. Познавательные беседы «Жизнь птиц».
3. Зверева-Андреевская Е. Г., О. Н. Монтазери, М. А. Игошина, «Окружающий мир» : «ЮВЕНТА», 2006г.
4. Ирина Гурина Как появляется птица ООО «Издательство «Фламинго», 2012.
5. Киреева Л. Г., С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
6. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова Ранок», Харьков 2008г.
8. Фиона Пэтчет «Птицы и птенчики»
9. Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.