иваненко галина
Проектная деятельность в раннем возрасте
▼ Скачать
В. А. Сухомлинский говорил: «Одаренность человека-это маленький расточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий, к себе огромного внимания, необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Публикация «Проектная деятельность в раннем возрасте» размещена в разделах
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательно-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу – действую»). Поэтому, наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В поисках новых впечатлений ребенок начинает экспериментировать, манипулируя предметами и объектами окружающего мира, все время, раздвигая рамки той среды, в которой находится. При этом для расширения кругозора новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (то есть видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать).
В настоящее время в ДОУ широко применяется метод проектов. Это способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них.
Проект – это детское конкретное самостоятельное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды,
Проект – это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды, практические полезные дела.
Проекты по продолжительности могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев) .
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Поэтому предметная деятельность является ведущей, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребё нка: развитие восприятия, поведение, сознание, память в форме узнавания (восприятия знакомых предметов). Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями.
Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Задачи проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте : вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Воспитание детей раннего возраста, поставило дошкольные учреждения перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как: формирование умений занять себя и навыков самообслуживания, развитию речи, формирование доступных правил поведения, ознакомление детей с окружающей действительностью, формирование экологической культуры, навыков изобразительной деятельности детей и др.
Эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Использовать проектные технологии в работе с детьми второго и третьего года жизни, следует с учетом основных показателей психического развития и воспитания.
В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый).
Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует развитию понимания речи, при создании необходимых условий – развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два, пустой-полный, размер (большой-маленький, пространственные отношения (в, над, под, за и пр.)
Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков.
Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).
В рамках социально-эмоционального развития у детей формируется потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу предметов, игрушек, слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы.
Дети обучаются способам установления положительных контактов со сверстниками. Педагоги знакомят детей друг с другом, организуют несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие друг друга.
У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности, уверенности в своих силах.
Осуществляется эстетическое развитие детей в умении обращать внимание на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного, обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты окружающего мира.
Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, вовлечение родителей совместную с детьми проектную деятельность, способствуют эстетическому развитию.
Огромное значение имеет вовлечение детей в разные виды изобразительной деятельности (рисование, лепку, аппликацию, конструирование, формирование интереса к процессу и результату изобразительной деятельности : рассматривание рисунка вместе с детьми, обсуждение их достоинств, экспонирование.
Все это способствует формированию самостоятельности и уверенности детей в выполнении действий (проговаривание своих желаний, чувств и мыслей, возможность самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, обследование новых предметов, стремление освоить действия с ними, а так же развитию предпосылок творчества (перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в другие условия, поддержание любознательности детей в позволении исследовать материалы и предметы, наблюдать за явлениями и особенностями окружающей природы и действительности).
Проектный метод в социализации ребенка, в формировании у детей грамматической структуры предложений, усвоения частей речи, звуковой стороны языка способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни малыша, и зоны его ближайшего развития.
Занятия, а так же другие формы работы, содержат познавательный, речевой материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями, исследовательскими, творческими проектами, которые могут выполняться совместно со взрослыми. Важно, чтобы в процессе выполнения заданий у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к окружающей природе и людям.
Использование проектных технологий помогает активизировать психические процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность действий. Воспитатели, родители оказывают помощь малышу. Именно совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а так же речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Какие же проекты можно организовывать в группах раннего возраста?
Проект по организации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения – такой проект предназначен для детей 2-3 лет в период адаптации и охватывает такой промежуток времени как весь первый учебный год пребывания ребенка в детском саду. Адаптация ребенка в детском саду - процесс трудный и длительный, требующий от педагога группы раннего возраста много усилий, чтобы заинтересовать детей разными видами деятельности, привлечь их внимание, создать доброжелательную атмосферу в группе, куда бы спешил каждый малыш. (В группе появляется какой –либо персонаж, которого полюбят дети и будут с ним общаться, выделить место для дома в группе, кресло на котором будет сидеть персонаж и учить детей правилам поведения за столом, как мыть руки. Периодически он приносит разнообразные материалы: краски, пальчиковые театры, книги, папки с обучающими материалами и многое другое, с чем предстоит познакомиться детям и многое узнать. Разрабатывается цикл занятий с участием персонажа, привлекаются к работе родители).
Включение семьи в проектную деятельность детей считается необходимым элементом процесса. Примером взаимодействия всех участников проекта : детей, родителей и педагогов может быть проект «В гостях у сказки «Колобок». Тип проекта : ролево-игровой, краткосрочный (недельный).
В ходе проекта организуются непосредственно образовательная деятельность : чтение сказки, рассматривание иллюстраций, изодеятельность, игры (подвижные, театрализованные, музыкальные, настольный театр, совместное творчество детей и взрослых.
Проблема: Колобок заблудился.
Игровая ситуация: помочь бабушке и дедушке вернуть колобка.
Презентация проекта : Музыкальное развлечение «Как колобок в лесу заблудился».
1. «Моя любимая игрушка» - дети, воспитатели, родители. Итоговый продукт – изготовление родителями с детьми поделок на различные темы из различных материалов.
2. Проекты по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
3. По формированию здорового образа жизни.
4. «Я люблю свою лошадку» Проблема: Кто такая лошадка? Как с ней играть?
5. Проект по ознакомлению с елкой.
6. Проект «Солнышко и весна»
7. Проект «Ласковое солнышко» к празднику «День Солнца» (3 мая – «День Солнца»)
8. Проект «Веселые каникулы – Снеговик»
9. Проект «В гостях у сказки»
10. Проект «Водичка, водичка»
11. Проект «Домашние животные». «Домашние птицы» и мн. др.
Таким образом, разнообразие методов и приемов в ходе проектной деятельности позволяют сформировать у детей раннего возраста культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, бережнее относится к игрушкам, помогает детям без осложнений адаптироваться к детскому саду, развить коммуникативные способности, помогает активировать психические процессы. Включает детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в контакты с различными объектами социальной среды.
Подводя итоги можно сказать, что технология проектирования дает эффективный результат в организации педагогической деятельности с детьми, которая достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной проблемой. Проектная деятельность помогает развивать детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, жизнь ребенка и родителем наполняется богатым содержанием.