Наталья Гришкина
Проектная деятельность в подготовительной группе «Волшебница Осень»
▼ Скачать
Тип проекта: информационный, творческий, групповой.
Продолжительность: среднесрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта:
Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Волшебница Осень“» размещена в разделах
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В современном мире обучение и развитие дошкольников построено на индивидуальном развитии творческой личности. С самого рождения ребенок является первооткрывателем. Иногда самостоятельно он не может найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы помочь ребенку, организовывается проектная деятельность.
Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Проблема: Осень – это не просто время года, это время, когда все живое на Земле готовится к переходу от жаркого лета, к холодной зиме. Дошкольники хотят знать, как природа готовится к лютым морозам, как готовятся к зиме животные, птицы, насекомые, как ведут подготовку к зиме люди? У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться в повседневной жизни. Проект позволяет систематизировать и обобщить знания детей о процессах в природе, которые происходят осенью, воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Цель:
Формирование эстетического восприятие окружающего мира, расширение и систематизация знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Задачи проекта:
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
3. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Птицы», «Животные.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
6. Обобщить знания о труде человека в природе осенью, об осенних праздниках и традициях.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- расширение знаний о сезонных изменениях в природе, признаках осени, ее дарах, подготовке к холодам животных и растительности.
- активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы; знание стихотворений об осени.
- воспитание бережного отношения к природе.
- достижение положительного эмоционального отклика при знакомстве с произведениями живописи и музыки.
- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационно-подготовительный.
- выбор темы проекта;
- определение цели и задач проекта;
- составление плана работы;
- изучение методической литературы;
- подготовка оборудования, материалов, литературы;
- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта.
II. этап. Практический.
Формы работы с детьми по образовательным областям:
Познавательное развитие.
Рассматривание муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса», «Приметы осени», «В гости к осени»
Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождем, за красотой и богатством осенних красок, за цветником, за перелетными птицами, за насекомыми, за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Экспериментирование: Опыты с глиной и песком», Опыты «Очистка воды»
Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?», «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?», «Почему я люблю (не люблю) осень?»
Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.
ООД: «Листопад, листопад – листья желтые летят», «То, что растет – живое», «Перелетные и зимующие птицы», «Красящие и косметические свойства овощей», «Почему осенние листья опадают», «Сколько красок у осени», «Что такое погода», «Экскурсия в парк».
Цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они - цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?».
Речевое развитие.
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие»
Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени. А. Плещеев «Скучная картина». К. Бальмонт «Осень». Н. Сладков «Осень на пороге». Е. Благинина «Улетают, улетели». Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень». А. Ерикеев «Наступила осень. Л. Толстой «Дуб и орешник». З. Федоровская «Осень». К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев». Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме». К. Ушинский «Четыре желания». К. Бальмонт «Осень во дворе»
Заучивание стихотворений: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Осень тонкой длинной кистью», «Кроет уж лист золотой…». А. Плещеев «Скучная картина». Н. Сладков «Осень на пороге». Е. Благинина «Улетают, улетели». А. Ерикеев «Наступила осень".
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «На прогулке в осеннем лесу»
Труд на участке
Помощь малышам и дворнику в уборке листьев. Совместное украшение группы к осеннему празднику, сбор природного материала на прогулке и гербария, посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Какое время года», «На что похожи листья», «Что выше?», «Сосчитай деревья», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты». «Съедобные и ядовитые грибы», «Запасы зверей», «Времена года», «Что растёт на грядке?», «Осенние приметы», «Две корзинки», «Овощи-фрукты», «Найди пару», «С какого дерева лист?», «Что лишнее».
Игры – драматизации: «Грибная полянка», «Спор овощей»
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью». Ситуативные разговоры о том, как готовятся к зиме животные
Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?», «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?».
Художественно - эстетическое развитие.
Аппликация: «Деревья осенью» - коллективная работа, «Яблоки» - объемная аппликация, «Осенний ковер», «Аппликация из осенних листьев»
Рисование: «Ваза с фруктами», «Ранняя или поздняя осень» (пейзаж, «Осень в лесу»
Лепка: «Лист расписной», «Дары осени», «За грибами в лес осенний», «Осеннее дерево», Лесовичок
Рассматривание осенних пейзажей Левитана, И. Грабаря, В. Поленова.
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»(1 и 2 части)
Конструирование: «Грибок», «Осенний лист» (из бумаги).
Физическое развитие.
Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Осенние листочки», «Перелет птиц», «Гуси – лебеди», «Земля, вода, огонь, воздух»
Физкультминутки: «Клен», «Грибы», «Капуста».
III этап. Подведение итогов проекта
1. Продукты проектной деятельности:
- выставки: «Разноцветная осень», коллективная работа «Волшебница Осень».
- поделки из пластилина: «Корзина с грибами», «Осеннее дерево», «Лесовичок».
- рисунки «Осенние мотивы», «Летят перелетные птицы», «Ветка рябины».
- конструирование из бумаги: «Грибок», «Кленовый лист».
- участие в осеннем празднике «Осенняя пора».
-папки-раскладушки для родителей: «Закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний», «Профилактика гриппа у детей», «Осенние месяцы».
2. Анализ результатов работы:
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности,
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
- расширился и активизировался словарный запас,
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.