Адищева Нина
Проектная деятельность в подготовительной группе «Казаки Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательный, краткосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители воспитанников.
Актуальность проблемы: Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Южного Урала, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект актуальным в современных условиях. Интерес к традиционной культуре уральских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду - нет переводу». Обобщая сказанное, можно заключить, что воспитательная цель проекта состоит в приобщении детей к культуре, традициям и быту Южного Урала. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Казаки Южного Урала“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Подготовительная группа
- Проекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
Проблема:
В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр. Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций своей страны. Чтобы выработать правильную жизненную позицию в отношении мира, а также заложить основу для развития чувства патриотизма ребёнка, необходимо знакомить дошкольника с историей и традициями родного края.
Цель проекта : воспитание патриотического чувства детей к родной уральской земле
Задачи:
• прививать интерес к культуре и быту Уральского казачества, изучению исторического прошлого нашего края;
• выявлять и внедрять в быт детского сада основы казачьего (народного) творчества;
• воспитывать любовь к родному языку.
Предполагаемый результат:
Знать:
• об истории переселения казаков на Южном Урале;
• особенности жизни и быта Южно - Уральских казаков;
• промыслы казаков (рыболовство,земледелие);
• уральские песни,
• казачьи игры;
• элементы казачьей одежды;
уметь:
• играть в казачьи игры;
• исполнить уральские песни,
• называть некоторые предметы быта;
• рассказывать о промыслах казаков
Гипотеза: Если детям прививать интерес к историческому прошлому родного края, к культуре и быту Уральского казачества, то мы воспитаем в детях патриотические чувства к родной земле.
Методы и формы работы:
• беседы с использованием иллюстраций;
• лепка;
• поисковая работа;
• выставка утвари казаков;
• подвижные игры.
Образовательная область
Содержание работы
Познавательное развитие НОД:
• «История возникновения казачества на Южном Урале»;
• «Промыслы Уральских казаков»,
• «Подвиг Южно-Уральских казаков».
• «Одежда казаков».
• «Как казаки своих детей воспитывали»
Дидактические игры: «Одень казака и казачку», Д/И «Домашняя утварь казаков»
Социально – коммуникативное развитие Беседа: «Как казаки своих детей воспитывали», Д/И «Одень казака и казачку», Д/И «Домашняя утварь казаков», Д/И «Четвертый лишний»,
Изготовление макета казачьей избы, сюжетно-ролевая игра: «Семья» (быт казаков).
Речевое развитие Обогащение словаря: казак, багренье, атаман, багор;
Чтение стихотворения: «Казачка»,
В. Машковцев «Сказки казачьего Яика», И. В. Андреева «Пугачев и Салават или как Яик Уралом стал»
Художественно – эстетическое развитие Изготовление макета казачьей избы. Лепка из соленого теста: «Посуда казаков», изготовление посуды техникой папье-маше.
Слушание, заучивание казачьих песен : «Казаки», «Эй, казачата ребята удалые»,
Физическое развитие
Физ. минутки: «Мы - казаки»,
«Мы веселые ребята, мы ребята-казачата», подвижные игры: «Нагайка», «Золотые ворота», «Конь - огонь», «Ляпки», «Перетяжки».
Технологическая карта проекта.
Тематическое планирование
Месяц Название темы Содержание работы Результат
Октябрь Знакомство с историей Южно – Уральского казачества.
Мой край – моя Родина.
• Знакомство детей с историей возникновения уральского казачества.
Показ иллюстраций о достопримечательностях Южного Урала. Альбом достопримечательностей
Презентация
«История возникновения уральского казачества».
ноябрь Традиционная одежда казаков Особенности одежды казаков. • Знакомство с одеждой казачки (рубаха, сорочка, передник, юбка, плюшка)
• Знакомство с одеждой казака (папаха, рубаха, бешмет, шаровары, архалук). Элементы украшения (бусы, гулька, платок).
Альбом «Казачья одежда»
декабрь Домашняя утварь казаков. • Название посуды (крынка, миска, чугунок, горшок, кувшин, ковш, кадка).
Предметы быта (коромысло, ухват, ушат, доска для стирки, прялка, веретено, утюг, дорожки, рушники и др.). Коллекция посуды из солёного теста, из папье-маше, дорожки связанные крючком.
Коллекция утвари.
Январь-февраль Южно – Уральский фольклор Знакомство с жанрами уральского фольклора (пословицы и поговорки, колыбельные песни, сказки, стихи. Создание фонотеки.
Картотека сказок, пословиц и поговорок.
Март-апрель Народные игры • Знакомство с играми казаков (Нагайка, лапта, перетяжка, ляпка, салки).
Картотека игр
май Открытое мероприятие для педагогов НОД по теме: «Культура и быт Уральских казаков».
Литература
1. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения /Е. С. Бабунова. -М. : Издательский Дом Академии Естествознания, 2012.
2. Баканов. В. П. Из истории Оренбурского казачества /В. П. Баканов. -Магнитогорск, 1993.
3. В круге жизни. Семейные праздники, обычаи, обряды. – Пермь, 1993.
4. Игры. Энциклопедический сборник. – Челябинск, 1995.
5. Ищук, В. В. Народные праздники /В. В. Ищук, М. и. нагибина. -Ярославль, 2000.
6. Костамаров, Н. Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа /Н. Н. Костамаров. -М. : 1992.
7. Оренбурское казачье войско. Культура. Быт. Обычаи: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 1996.
8. Уфимцев, В. Знай свой край (Текст) / В. Уфимцев. Свердловск: Сред. -Урал. Кн. Изд-во, 1986. – 144с.