Алла Шилова
Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций, совершенствования педагогических технологий.
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Публикация «Проектная деятельность в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
С учетом вышеизложенного на базе МБДОУ «Детский сад №54 общеразвивающего вида» г. Орла был реализован долгосрочный проект «Осень – золотая!», цель которого заключалась в ознакомление детей с природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, а так же были поставлены задачи: познакомить детей с природными явлениями осени;
формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово; различать сенсорные свойства: величину цвет, качества; воспитывать интерес к труду в природе, желание помогать взрослым, а так же привлечь родителей к реализации данного проекта.
Участниками проекта являлись : дети 1 младшей группы, воспитатели и родители. Работа по проекту проводилась : в занятиях, в упражнениях, играх (подвижных, пальчиковых, дидактических, при чтении художественной литературы и рассматривании картинок. В группе организовывались выставки творчества детей.
Ранний возраст – самое благоприятное время для накопления знаний об окружающем мире. Дети очень любознательны и хотят все знать, поэтому было решено провести углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-творческую деятельность. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у малышей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени.
Проект состоял из трех этапов.
Первый этап проекта включает в себя : ознакомление с проектами других авторов по аналогичной теме, изучение и апробирование более удачных, на мой взгляд, мероприятий на практике, постановка цели, задач. Далее была проведена предварительная работа с родителями, для которой были разработаны рекомендации. А так же было сделано оформление групповой комнаты, размещение познавательного материала в уголке природы, в зоне экспериментальной деятельности,в уголке сенсорного развития, подготовка природного материала, который в дальнейшем будет использован.
Второй этап – основной. В образовательных областях были проведены мероприятия направление на решение поставленных задач.
Третий этап – заключительный. Итогом проекта было создание продуктов: коллективная работа «Золотой листочек», изготовление фетрового кубика для игр и совместная поделка детей с родителями из природных материалов.
Проект помог заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Благодаря работе по проекту дети научились наблюдать, воспринимать происходящие вокруг них сезонные явления – листопад, холодный дождь, ветер и пр., познакомились с качествами природного материала, у детей активизировался словарь (научились называть цвет осенних листьев, развивается зрительное и слуховое внимание, укрепились сила мышц руки.
Поставленная цель и задачи были решены посредством реализации проекта.