Светлана Чагина
Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Чагина С. В.
п. Коноша, Архангельской области. МБДОУ общеразвивающего вида детский сад «Теремок».
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Публикация «Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Творческий проект «Волшебный мир сказок»
Вид проекта : творческий, долгосрочный, групповой.
Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность: Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на дошкольников. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении, создание мультфильмов, книжек-самоделок объясняется тем, что это позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Исходя из этого, было решено по максимуму включить творческую деятельность в логопедическую работу.
Цель: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности.
Задачи:
• развивать речь старших дошкольников через театрально – игровую деятельность;
• использовать современные технологии в логопедической работе;
• использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
• создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
• включить детей с ОВЗ в образовательный процесс;
• вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Этапы реализации:
1. Начальный этап. (Определение цели, постановка задач, изучение литературы).
2. Продуктивный этап. (Планирование и осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта).
3. Результативный этап. (Продукт проекта : изготовление детьми и родителями книжек-самоделок; показ русских народных сказок с использованием настольного театра детям младших групп, участие дошкольников в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем», создание мультфильмов).
Направления проектной деятельности :
Работа по развитию речи
- обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
- развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
- закрепить правильное произношение звуков в театрализованной и свободной речевой деятельности;
- развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
- формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок со зрительной опорой, умение передавать характер героя.
Театрально – игровая деятельность :
- обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
- развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
- развивать умение инсценировать сценки по знакомым сказкам;
- совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
- воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться.
Творческая деятельность
- пересказ русских народных сказок с использованием настольного театра «Заюшкина избушка», «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок».
- совместное творчество детей и родителей: составление сказок, рассказов, иллюстрирование книжек-самоделок;
- презентация детьми книжек-самоделок;
- инсценировка произведения В. Сутеева «Под грибом». Участие в районном конкурсе театрализованных представлений «Вот как мы умеем»;
- рисование иллюстраций к мультфильмам: «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
- озвучивание мультфильмов.
Работа с родителями
- знакомство родителей с проектом на первом групповом собрании в сентябре.
- конкурс книжек-самоделок «Сказка на новый лад»;
- выставка детских рисунков по сказке В. Г. Сутеева «Под грибом», «Яблоко»;
- презентация мультфильмов для детей и родителей на итоговом собрании;
- распространение среди родителей копии мультфильма для домашнего просмотра.
Участие воспитателей группы в проекте
- знакомство детей с творчеством В. Г. Сутеева. Чтение сказок «Под грибом», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Палочка-выручалочка», «Яблоко», «Разные колеса»;
- просмотр мультфильмов «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Яблоко»;
- рисование иллюстраций к мультфильмам.
Результаты:
- внедрение современных методов и технологий в коррекционную работу;
- повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
- раскрытие творческого потенциала дошкольников;
- речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;
- позитивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников»