Рябошапко Наталья
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать +Заказ
Проектная деятельность в ДОУ
В дошкольном учебном заведении проектная деятельность может быть разной по: объему задач, продолжительности, характеру координации и контактов, форме проведения, вида деятельности.
Для четкого представления воспитателя о методе проектов, его внедрение в деятельность с дошкольниками необходимо разграничить два типа проектов : 1) проектная деятельность учителя, воспитателя, 2) методика по которой учитель, воспитатель организует проектную деятельность детей.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Проект учителя, воспитателя - организованная деятельность, направленная на решение актуальной проблемы, которая приводит к изменению к лучшему (движение к прогрессу). Он осуществляется по сложившейся системой проектной деятельности.
Структура проекта :
- Постановка проблемы;
- Определение цели;
- Фаза разработки - составление плана;
- Фаза реализации;
- Фаза завершения - оценка результатов, определение перспектив развития.
С помощью проектов учитель, воспитатель может добиться успеха в решении многих проблем в профессиональной деятельности. Это может быть, например: обновление дидактического обеспечения учебного центра группы; организация выездного познавательно-развлекательного мероприятия; разработка и внедрение тематических планов нового направления, знакомство с темой методом погружения и тому подобное. Наряду с этой темой его проекта может быть организация проектной деятельности детей по определенной теме. Предложенная модель Т. Коршуновой показывает взаимопроникновениеи разграничения целей и задач проекта воспитателя и проекта детей.
Проект детей является составляющей проекта воспитателя, его содержанием и целью одновременно. Проектирование ребенка предполагает сотрудничество воспитателя с ребенком в творческой деятельности по решению новых для ребенка проблем. Ученый М. Подьяков (1996) выделил два типа детской активности:
1) собственную активность ребенка, которая полностью определяется им;
2) активность ребенка, которая стимулируется взрослым.
Задача воспитателя создать проблемную ситуацию, пробудить у ребенка потребность в решении проблемы. Создать условия для нахождения способов ее решения в зоне ближайшего развития ребенка и создания конечного продукта в содержательной и насыщенной стороне взаимодействия с ребенком.
Цель ребенка - найти ответы, создать конечный продукт, задать новые вопросы.
После завершения детьми проекта проект воспитателя продолжается анализом эффективности и недостатков, определяются пути совершенствования и реализация новой проблемы.
Условия успешного осуществления проекта :
Учет желаний и опыта участников проекта воспитателя и детей;
Наличие проблемы, интригующее начало, выделение противоречия;
Сотрудничество воспитателя и детей, заинтересованность воспитателя детскими проблемами, занятиями;
Свобода детей в выражении собственного мнения, выборе деятельности;
Наличие информационной и материальной базы;
Знание методики.
Проблемность, противоречия обеспечивают открытость к новому, формируют склонность к самообучению и саморазвитию ребенка. Образовательное пространство, в котором воспитатель эффективно применяет проблемное обучение, является таким, что учит ребенка учиться. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие ребенка.
Рассмотрим этапы планирования проектной деятельности детей.
1-й этап. Подготовка к проекту. Постановка проблемы.
2-й этап. Обсуждение проблемы, определение целей, задач, плана работы, конечного продукта.
3-й этап. Работа над проектом по плану. Уточнение и коррекция плана в ходе реализации замысла.
4-й этап. Презентация продукта деятельности.
5-й этап. Анализ деятельности над проектом и постановка новой проблемы.
Если рассматривать детскую проектную деятельность, то она возрастные разграничения. До 5 лет проектную деятельность ребенка мы можем рассматривать на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяет без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Дети с удовольствием выполняют задания, предложенные воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения интересов ребенка; реализации его потребностей в активнойдеятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью с взрослыми. Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять.
К концу пятого года жизни дети получают определенный социальный опыт, что позволяет им перейти на новый, развивающий уровень проектирования, что и является настоящей проектной деятельностью ребенка. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Дети могут выделять (принимать) проблему, уточнять цель, выбрать необходимые ресурсы для достижения запланированного результата. На этом этапе активность воспитателя несколько снижается. Он не столько генерирует идеи, сколько помогает реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.
Проектная деятельность детей имеет особенности, что отличает проект от продуктивной деятельности :
Необходимость анализа возможностей решения проблемной ситуации (исследование нескольких вариантов);
Наличие мотивов (реализация смысла - для чего);
Адресный характер (для кого) Продукта проекта.
В литературе мы встречаем алгоритм деятельности над проектом из 6-ти этапов, предложеных Т. Пироженко, которая обращает внимание, что такое разделение является условным и ориентируется на основной вид деятельности детей. Ученый основательно описывает проект по психологической стороне взаимодействия взрослого и ребенка. Рассмотрим эти этапы и сравним их с предложенными в начале. В предлагаемом в начале варианте выделяем этап планирования деятельности над проектом вместе с детьми, как важный момент осознания детьми смысла собственной деятельности. Потому что одна из трудностей, которая возникает перед воспитателем в ходе организации проектной деятельности, становится необходимость сохранять позицию консультанта. Несоблюдение воспитателем позиции консультанта, помощника, порождает типичные ошибки: навязывание проблем и вопросов детям, единоличное планирование деятельности детей, чем искажает познавательно-исследовательскую природу проектной деятельности.
В процессе применения проектной технологии на практике значительно сложнее выделить в деятельности над проектом информационный, репродуктивный, обобщающий этапы, так как они повторяются и переплетаются в каждой деятельности ребенка. А в проекте сочетается много разных видов деятельности.
Выделим положительные моменты технологии проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:
Изменение позиции воспитателя - с носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников;
Изменяется психологический климат в группе;
Знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, то есть, знания нужны детям и поэтому интересны;
Дети приобретают умение рассуждать: учатся ставить цель, выбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
Развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, содействовать - иначе цель, к которой дети хотят, не будет достигнута;
Самоконтроль, сознательная дисциплинированность в группе.
Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.
Таким образом, анализируя метод проектов и проектную деятельность в дошкольном учебном заведении можно сделать вывод, что такой подход к организации деятельности детей способствует гармоничному развитию личности ребенка через собственный интерес и сотрудничество с воспитателем, а также повышает профессиональное мастерство самого воспитателя. Считаем, что активное внедрение проектной деятельности в современных ДОУ будет перспективным в ближайшее время, что является потребностью общества