Ира Зеленкина
Проектная деятельность «Удивительные чудеса сахара» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Удивительные чудеса сахара"
Участники проекта :
воспитанники средней группы
Руководитель проекта :
воспитатель первой категории Зеленкина Ира Алексеевна
Введение
1. Актуальность темы
Мы взяли тему для исследования про сахар, потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое: конфеты, торты, пирожное, мармелад и т. д.
Публикация «Проектная деятельность „Удивительные чудеса сахара“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какими же? Получить ответ на этот вопрос было бы нам интересно. Каждому известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. А раз это так, нам стало интересно: какой бывает сахар, где впервые появился, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден. А ещё нам стало интересно, может ли такой знакомый нам продукт как сахар, нас чем-то удивить. Так возник проект «Удивительные чудеса сахара».
1.1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : развить познавательный интерес, расширить кругозор посредством узнавания, поиск новой информации о сахаре, изучение свойств сахара и видов сахара, а также путем экспериментирования.
Объект исследования: сахар.
Предмет исследования: свойства сахара.
1.2. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
• познакомить детей с историей возникновения сахара, его видами и свойствами физическими и магическими;
• рассказать детям, где применяется сахар;
• изучить полезные и вредные свойства сахара;
• провести исследования «Свойства сахара», экспериментирование и опыты с сахаром.
Формы реализации: Чтение познавательной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, собственные наблюдения и эксперименты, анализ исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты: исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку узнать о свойствах сахара, выявить полезные и вредные свойства. Также удалось закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; развить любознательность, познавательную активность детей; выработать у детей привычку к здоровому образу жизни.
1.3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап:
• подобрать информационно-методическое обеспечение проекта;
• создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач;
• вызвать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта;
• сбор информации по теме проекта (совместно с родителями);
• подбор и изучение методической литературы по теме проекта;
• подбор иллюстраций, произведений художественной литературы;
• исследование ребенком кухни (дома) и нахождение в ней продуктов содержащих сахар (совместно с родителями).
2. Основной этап:
• познакомить детей с историей происхождения сахара, с его видами, свойствами;
• расширить знания детей о сахаре;
• развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;
• содействовать развитию творческих способностей детей и эстетическому вкусу;
• способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.
3. Заключительный этап:
• обобщение результатов работы;
• итоговая презентация по реализации проекта.
2. Основная часть
В основной части мы раскрыли понятие «САХАР», историю происхождения сахара, его путешествие.
- Выращивание на полях;
- его обработку на заводе;
- как он отправляется в путь.
Рассказали о видах сахара :
1. Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок;
2. «Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».
3. «Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы, да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок».
Видов сахара много, но полезными считаются неочищенный сахар и натуральный сахар.
Обсудили с детьми, где применяют сахар. Дали задание детям – рассмотреть продукты у мамы на кухне и найти продукты, в которых используется сахар.
Просмотрели презентацию о сахаре с последующим проведением беседы.
Итак, мы убедились, что сахар – это удивительный продукт. А как же он влияет на организм человека?
Вокруг этого сладкого продукта ведётся множество споров. Многие твердят про вред сахара для человеческого организма, называют его «белой смертью», а для кого-то день, прожитый без сладкого, считается выпавшим из жизни. Так что же всё -таки перевешивает: польза или вред сахара? Поэтому мы рассмотрели с детьми.
Полезные свойства сахара :
1. Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего получаем гормон счастья.
2. Сахар дает нам энергию. При поступлении в организм сахар снабжает нас энергией;
3. Без сахара обойтись невозможно, т. к. сахар стимулирует работу в мозге;
4. Сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;
Вредные свойства сахара :
1. Сахар вреден для зубов, поскольку сахар разрушает зубную эмаль и способствуют появлению кариеса.
2. Излишнее употребление сахара способствует появлению жира в организме. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
3. Переизбыток сахара является причиной появления различных болезней.
Рассмотрели иллюстрации о пользе и вреде сахара, где дети сами уже рассказывали об этом удивительном продукте.
Параллельно с изучением истории сахара, его видов, применении, рассуждая о положительных и отрицательных качествах, мы изучали и свойства сахара.
Сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные? На этот вопрос нет однозначного ответа по сей день.
Мы провели ряд опытов, чтобы выявить основные свойства сахара.
Итак, какие же опыты мы провели и какие выводы сделали?
Первый наш опыт был «Растворяемость сахара», где мы опустили два кусочка сахара в холодную воду, помешивая, наблюдали за процессом. Потом мы тоже самое проделали и с горячей водой. Вот что мы увидели, что кусочки растворились быстрее в горячей воде, чем в холодной. После того, как сахар растворился, мы попробовали воду на вкус (вода не имеет запаха и вкуса, но после добавления сахара, вода приобрела сладковатый вкус).
Второй опыт мы провели, чтобы выявить гигроскопичность сахара, т. е. способность вещества притягивать и удерживать влагу. Как оказалось сахар тоже обладает гигроскопичностью.
На дне тарелочек мы выстроили башню из двух кубиков сахара-рафинада так, чтобы сооружение выступало за края тарелочек по высоте.
В стаканах воды растворили небольшое количество разноцветной гуаши. После этого в тарелку налили немного раствора так, чтобы не замочить башню. Цветной раствор воды стал подниматься вверх по «сахарной» башне. Сначала цветной стала нижняя часть башни, затем вода поднялась вверх, и все кубики сахара-рафинада окрасились в разные цвета, в зависимости от того, у кого какого цвета была вода.
Вывод: сахар обладает гигроскопичностью, он способен притягивать и удерживать влагу.
Третьим нашим опытом было определение умения сахара гореть.
Для нашего опыта мы взяли блюдце, бумагу и сахар – рафинад. В целях безопасности этот опыт проводили сами воспитатели.
Мы помяли бумагу, положили ее на блюдце, а сверху выложили кусочки сахара. Затем мы подожгли бумагу, но сахар не загорелся.
Вывод: сахар обладает свойством не пропускать огонь, т. е. он не горит.
Самый продолжительный был четвертый опыт – он проходил в два этапа. Этот опыт назывался «Кристаллизация сахара».
Для того чтобы убедиться, что сахар может кристаллизироваться, т. е. переходить из жидкого состояния вещества в твёрдое кристаллическое состояние с образованием кристаллов, мы провели следующий опыт.
Мы взяли четвертую часть стакана воды, две столовых ложки сахара и на электрической плитке довели сахар до полного растворения, получив сироп. Потом небольшое количество сахара рассыпали на бумажке, и, обмакнув деревянную палочку в сироп, обваляли её в сахаре.
Мы заготовили несколько таких палочек, обмакнули их в сахаре и оставили их до полного высыхания.
Следующий этап – через несколько дней мы взяли кастрюлю, вылили в неё 2 стакана воды и насыпали 2,5 стакана сахара. Поставили на средний огонь и, помешивая, растворили весь сахар, потом в получившийся сироп высыпали ещё 2,5 стакана сахара и варили до полного растворения.
Готовый сироп оставили на плите на 15 минут. Пока наш сироп остывал, подготовили палочки. Взяли картон и проткнули в них шпажкой дырочки. Затем налили горячий сироп в банку, опустив в них палочки.
Вывод: опытным путем мы проверили и убедились, что сахар может кристаллизироваться.
А пятый опыт мы предложили провести родителям в домашних условиях – «Изготовление леденцов». Конечно, к сожалению, этот опыт провели только три семьи.
Под воздействием температуры сахар начинает плавиться, то есть из твердого состояния, он переходит в жидкое состояние.
Для изготовления использовали сахарный песок, немного воды и сироп, смешивали эти вещества, а затем растопили в кастрюле. Когда весь сахар расплавился, его вылили в формочки, вставив предварительно шпажки. Спустя некоторое время началась обратная реакция, сахар из жидкого состояния вновь стал переходить в твердое состояние. Получились лединцы.
Вывод: под воздействием температуры сахар начинает плавиться, т. е. переходить их твердого состояния в жидкое состояние.
Вывод:
целью нашего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами. Нами была выдвинута гипотеза: сахар – это вещество, обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.
В процессе работы мы узнали историю появления сахара, узнали, что существует несколько видов сахара, какой сахар, зависит от того, из какого растения он получен. Также мы познакомились с некоторыми свойствами сахара, проведя собственные опыты. Оказалось, что сахар может быть как полезен, так и вреден для человеческого организма – во всем должна быть мера, т. е. наша гипотеза подтвердилась.
Список использованной литературы
1. Коннашкова И. П. Сахар : вред или польза? – М. : Крук, 2014.
2. Костина Т. С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М. : АРКТИ
3. Литвина И. И. Живите долго. - М. : Физкультура и спорт, 1994.
4. Пульцин М. Н. Сласти и страсти. - СПб: Норма, 2004.
5. Родионова И. Здоровое питание без сахара. - Эксмо, 2006.
Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.
1. Сахар может сохранить свежесть цветов.
Для этого достаточно добавить в воду 3 столовые ложки сахара и 2 уксуса. Сахар полезен для стеблей, а уксус остановит размножение бактерий.
2. Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара, он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.
3. Скрабы с сахаром уже давно известны в всем мире. Скраб – это отшелушивающее средство, которое применяется в дополнительных процедурах по уходу за лицом. Его основное действие – это глубокое очищение кожи и удаление ее отмерших клеток. Смешайте сахар с оливковым маслом, добавьте любое эфирное масло по вашему вкусу и нанесите на кожу. Она станет нежной и шелковистой.
4. Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час. Результат вас будет достойный и удивит вас.
5. Сахар помогает унять ощущение не только после острой пищи, но и при ожоге горячим напитком. Просто положите ложку с сахаром на язык, боль уйдет моментально.
6. Все знают, как сложно смыть мылом машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла это сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой. Все готово.
7. Гигроскопичность сахара – полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, который вырос в Зимбабве, провел ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные способности сахара. Долго незаживающие раны, обработанные сахаром, успешно заживали. Причина этому гигроскопичность. Сахар впитывает из раны гнойную жидкость, лишая болезнетворных бактерий необходимой для их жизнедеятельности воды, и они погибают.