Светлана Глущенко
Проектная деятельность учителя-логопеда по теме «Как хорошо уметь читать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Как хорошо уметь читать!».
Тип проекта :
- информационный;
- речевой;
- познавательный;
- долгосрочный.
Участники проекта :
• учитель-логопед Глущенко Светлана Юрьевна;
• учитель-дефектолог : Арапова Маргарита Юрьевна;
• воспитатели группы: Попелюх Ирина Павловна;
Шаптала Анна Анатольевна;
• дети группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик»;
• родители воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик».
Публикация «Проектная деятельность учителя-логопеда по теме „Как хорошо уметь читать!“» размещена в разделах
Сроки реализации проекта : 18 октября – 18 мая 2021 - 2022 учебного года.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта : обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
• хорошо владеть понятиями : «слово», «звук», «буква», «предложение»;
• различать гласные и согласные звуки;
• определять место заданного звука в слове, подбирать слова на заданный звук, букву;
• правильно ставить ударение в знакомых словах;
• правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
• правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
• уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!);
• проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку;
• развитие мелкой и общей моторики;
• развивать познавательный интерес у детей к учебной деятельности;
• педагогическое просвещение родителей и привлечение их к обучению чтению детей;
• создание в группе развивающей среды необходимой для реализации данного проекта.
Актуальность проекта :
Проблема формирования навыков чтения дошкольников с задержкой психического развития приобретает в современной коррекционной педагогике все большую актуальность. Интерес к данной проблеме обусловлен постоянно возрастающей ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает успешность подготовки ребенка к школе. Дети дошкольного возраста в силу своих психолого-педагогических особенностей, обусловленных задержкой психического развития, испытывают значительные трудности в овладении навыками чтения. На современном этапе существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, поиск более новых и эффективных научно-обоснованных путей формирования навыков чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Это обусловлено тем, что, несмотря на проводимую работу, у детей выявляются значительные недостатки в овладении навыками чтения. Существующая система работы не позволяет преодолеть многие трудности, возникающие в этом процессе. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, ориентированный на расшифровку и понимание письменного сообщения. В нем принимают участие различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Характерными особенностями формирования навыков чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития являются: несформированность предпосылок к формированию навыков чтения (недоразвитие зрительно восприятия, недостатки непроизвольного и произвольного запоминания, неустойчивость, сниженная концентрация внимания, повышенная отвлекаемость, нарушения речевого развития: трудности произношения, овладение элементарным анализом и синтезом, скудность словарного запаса, низкое знание лексических и грамматических значений как отдельно взятых слов, так и текстов в целом); нарушение сознательности чтения (мало подразумевают значение прочитанного; с трудом осознают значение простых образных выражений; не в состоянии самостоятельно применять контекст в целях осмысления входящих в него трудных слов и словосочетаний) и т. д.
Дети с ЗПР находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтения и письма следует проводить в старшем дошкольном возрасте.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Совместная деятельность детей и учителя-логопеда.
• Совместная деятельность воспитателя и детей.
• Совместная деятельность детей и учителя-дефектолога.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместная деятельность учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
• Совместная деятельность родителей и детей.
Обеспечение проекта :
• аудио, видео системы, фотоаппаратура, ноутбук;
• материалы для продуктивной и игровой деятельности по данной теме;
• создание и пополнение развивающей среды играми, пособиями для обучения детей чтению;
• создание информационных буклетов, памяток для родителей;
• методическая литература по данной теме;
• создание индивидуальных пособий по обучению чтения («Мой первый букварь»);
• мультимедийные презентации для работы с родителями и педагогами.
Принципы работы учителя-логопеда и воспитателей с детьми:
• принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы;
• принцип природосообразности, т. е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
• онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
• принцип обеспечения активной языковой практики;
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
• Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
• Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, чтение предложений.
• Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
• Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке к обучению в школе.
• Повышение компетентности родителей в вопросе по обучению детей чтению.
• Разработать картотеки игр упражнений, пособий для обучения детей чтению.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный (организационный).
Цель: создание организационно – педагогических условий, обеспечивающих реализацию идеи проекта.
Содержание первого этапа:
• Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
• Анкетирование родителей воспитанников группы с целью выявления знаний родителей по вопросам правильного обучения чтению детей дошкольного возраста.
• Диагностика уровня речевого развития детей групп для индивидуального подхода при обучении детей чтению.
• Анализ уровня педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам обучения чтения дошкольников.
• Подбор игр, методической литературы по данной теме.
• Изготовление методических пособий по обучению детей чтению.
2 этап – Основной (практический).
Цель: осуществление образовательной деятельности по реализации проекта.
Содержание второго этапа:
• Проведение работы с детьми по обучению чтению, с использованием
различных методик и приемов по обучению чтению детей дошкольного возраста.
• Проведение семинара-практикума для родителей «Я учусь читать».
• Проведение круглого стола для родителей по теме : «Учимся читать играя!»
• Разработка индивидуальных пособий для реализации данного проекта («Мой первый букварь»).
• Организация выставок методической литературы для родителей по данной теме.
• Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости).
• Создание буклетов, памяток, рекомендаций для родителей.
3 этап – Заключительный (итоговый).
Цель: подведение итогов реализации проекта.
Содержание третьего этапа:
• Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах обучения детей чтению.
• Экспресс-диагностика детей по овладению детьми процесса чтения.
• Анализ эффективности проделанной работы со стороны родителей и со стороны педагогов.
• Творческий отчет о проекте на педсовете ДОУ и РМО учителей-логопедов.