Татьяна Панова
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Я — никольчанин!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Участники проекта - дети 5-6 лет, родители, воспитатели группы.
Вид проекта : творческий, познавательно-игровой.
Продолжительность проекта - 2 недели
Актуальность проекта :
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, о родном городе. Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры, Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Я — никольчанин!“» размещена в разделах
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает корней. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному краю, родной стране играет огромную роль в становлении личности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Это является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или без нравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача помочь узнать, чем красив и богат наш город, который носит такое гордое имя.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости. Дать детям определенные знания о родном городе, его истории, культуре, природе. Дошкольник должен прежде осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Цель проекта :
Формировать у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу Никольску.
Задачи проекта :
• Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
• Расширять представления о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
• Обогащать и систематизировать знания детей об истории города и его культурных ценностях.
• Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
• Воспитывать любовь к родному городу.
В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:
1. Энциклопедичности.
2. Краеведческий (региональный).
3. Культурологический — приобщение детей к истокам культуры.
4. Тематический — деление материала на основные темы (циклы).
5. Наглядности.
6. Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
7. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его возможностей и интересов.
8. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом проектной деятельности является :
- показание детьми своих знаний по изученной теме.
- активное участие детей в выставках, конкурсах, других видах деятельности
- умение детей выражать собственное мнение, анализировать.
- формирование у детей разносторонних знаний о родном городе, любви и бережного отношения к нему
- приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Методы:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, обсуждение).
- наглядные (наглядные пособия, презентации).
- практические (занятия).
Образовательная область Содержание
Физическое развитие
Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.
Социально-коммуникативное развитие
Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к истории возникновения города Никольска и традициям русского народа, чувство гордости за свою малую родину и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Художественно-эстетическое развитие
Знакомство с народными промыслами никольских мастеров. Знакомство детей с музыкальным творчеством.
Речевое развитие
Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов никольских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, пословиц.
Познавательное развитие Расширять и уточнять представления детей о родном городе.
Форма работы:
изучение литературы по теме;
беседы;
занятия по теме;
изучение продукта детского творчества;
организация выставки работ детей;
оформление консультации для родителей.
создание презентации.
Этапы реализации проекта :
Этап Деятельность на этапе
Организационный этап
-Изучение литературы по организации предметно-развивающей среды в группе
-Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические альбом «Никольск – моя малая родина»,
д/ и: «Найди герб Никольска», «Найди флаг Никольска», «Собери флаг и герб родного города», «Достопримечательности города», «Пройди к памятнику», «Найди отличия»(сравнение старого и современного города, «Узнай по описанию», «Знаменитые люди Никольска», игра – экскурсия «Любимое место в городе», игра – викторина «Кто больше улиц назовет», «Туристический маршрут по Никольскому району» (памятные места, карта интересных мест Никольского района.
-Подготовка презентаций по ознакомлению детей с родным городом: «Видео – экскурсия по г. Никольску», «По старым улочкам Никольска», «Виртуальная экскурсия по улице Советской», «По страничкам истории родного города».
- Сбор фото «Любимые места Никольска»
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
- Обогащение РППС в группе.
Этап реализации
Познавательная деятельность :
1. Тематические беседы: «Знаешь ли ты свой город», «Мой город – моя малая Родина», «Где ты живёшь?», «Чем славен наш город?», «Знаменитые люди Никольска».
2. Встреча с интересными людьми – Павлова О. Н.
3. Просмотр презентаций по теме проекта.
Речевая деятельность :
1. Чтение произведений:
2. Александрова «Родина», А. Я. Яшин Мини – сказки для малышей, В. Степанов «Что мы Родиной зовём», «Наш дом», сборник стихов никольских поэтов «Тёплый Никольска свет».
3. Рассуждения с детьми «Чем я могу помочь своему городу?», «Что делать, если потерялся?».
3. Чтение русских народных сказок, Вологодские сказы Д. Галкин.
Художественно творческая деятельность :
1. Рассматривание тематического альбома и наглядно демонстрационного материала о родном городе.
2. Изодеятельность : «Полюбуйтесь – ка, друзья, это улица моя», «Город будущего».
3. Конструирование «Мой красивый город».
Игровая деятельность :
1. Подвижные народные игры: «Золотые ворота», «Горелки», «Ловишки», «Цепи кованые», «Жмурки», «Ручеек», «»Сиди, сиди Яша».
2. Дидактические игры: «Найди герб Никольска», «Найди флаг Никольска», «Собери флаг и герб родного города», «Достопримечательности города», «Пройди к памятнику», «Найди отличия»(сравнение старого и современного города, «Узнай по описанию», «Знаменитые люди Никольска», игра – экскурсия «Любимое место в городе», игра – викторина «Кто больше улиц назовет», «Туристический маршрут по Никольскому району» (памятные места, карта интересных мест Никольского района.
Музыкально-фольклорная деятельность.
1. Слушание песен о Никольске на слова никольских поэтов З Пьянникова,, Г. А. Горчаков.
2. Музыкально-дидактические игры «Что звучит?», игры на русских народных инструментах.
Работа с родителями.
Родителям предлагалось:
1. Консультации по теме проекта.
2. Помощь в создании флэш – моба, фотовыставки «Любимые места города» (фото и видео материалы).
3 Посещение музея.
Результативный этап
- Выставка работ совместной деятельности детей и родителей.
- Итоговое мероприятие КВН «Знатоки земли Никольской».
- Презентация проекта.
Интересы участников проекта :
Группа Интересы участников проекта
Дети • Получат возможность превратить процесс обучения и воспитания в настоящую увлекательную игру
• Расширят навыки проектной деятельности
• Получат возможность поучаствовать в мероприятиях и играх.
• Получат дополнительные знания по истории родного края.
Педагоги
• Повысят уровень профессионализма в вопросах организации проектной деятельности, а также в вопросах интеграции образовательных областей.
• Получат возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка.
Родители
• Получат возможность принимать активное участие в жизни группы (оказание помощи).
• Получат дополнительную возможность положительно влиять на нравственный рост ребенка.
Полученные в ходе реализации проекта результаты :
У детей нашей группы заметно повысился интерес к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор, узнали много интересного и познавательного об истории родного края, достопримечательностях, памятных местах, знаменитых людях Никольска и поделились своими знаниями с родителями. Развиваются художественно-творческие способности, интегративные качества. Формируется осознанное отношение к Родине, ее традициям, красоте родной природы.
Вывод: Таким образом, данная тема очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.