Наталия Алфёрова
Проектная деятельность «Ручеек красивой речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель и задачи проекта :
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
- Учить составлять описательный рассказ разных предметов быта, природы, игрушек, людей по плану и схеме. Описание с опорой на восприятие и по памяти.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Публикация «Проектная деятельность „Ручеек красивой речи“» размещена в разделах
- Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища.
- Развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Были организованы и проведены следующие мероприятия.
1. Открытое занятие на тему: Составление рассказа по сюжетной картине: «Мой любимый детский сад».
Цель: Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада. Учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, о людях разных профессий. Учить (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины: «Мой любимый детский сад». Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания. Воспитывать любовь к своему детскому саду, уважение к людям разных профессий, доброжелательное отношение друг к другу.
Использованные методические приемы в соответствии с ФГОС ДО, с интеграцией образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Методические приемы:
1. Организационный момент: Игровое упражнение: «Улыбка».
2. Загадка про детский сад.
3. Речевая игра с мячом: «Что такое детский сад».
4. Загадка про игрушки.
5. Игра: Описательный рассказ про игрушку.
6. Игра: «Чудесный мешочек» «Кому, что нужно для работы».
7. Речевая игра: «А если бы…».
8. Физкультминутка: «Ах, как хорошо в садике живется!»
9. Организационный момент: Письмо от куклы Маши».
10. Составление рассказов детей по сюжетной картине: «Мой любимый детский сад».
11. Рефлексия.
2. Открытое занятие на тему: «Перелётные птицы».
Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Активизация и обогащение словарного запаса.
Использованные методические приемы в соответствии с ФГОС ДО, с интеграцией образовательных областей: Художественно эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Методические приемы:
1. Организационный момент.
- Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
2. Загадка про птиц.
3. Игра – викторина: Какие они птицы?»
4. Пересказ рассказа: «Лесной голосок» Г. Скребицкого.
5. Речевая игра: «На вопрос мой отвечай».
6. Игра – беседа с предметными картинками.
7. Повторное чтение рассказа с показом схем.
8. Физкультминутка: «Перелетные птицы».
9. Игра: «Веселые ребята».
10. Игра «Найди отличия».
11. Рефлексия.
Результат проекта : Дети успешно овладели грамотной и связной речью. Улучшилось звукопроизношение. Правильно употребляют лексико-грамматические категории. Появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу. Родители вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».Повысился культурный уровень дошкольников. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие вывод, что подобранные и систематизированные игры могут быть использованы для развития речи детей, повысить их мотивацию в обучении и восприятии предложенного материала. У детей повысился интерес так же к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.
Основной этап:
Образовательные области:
1. Речевое развитие:
• Составление описательного рассказа на тему: «Наши игрушки»;
• Составление рассказа по сюжетной картине: «Дети играют в детском саду»;
• Составление рассказа по сюжетной картине: «В живом уголке»;
• Составление рассказа: «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин;
• Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа;
• Составление рассказа из личного опыта: «Моя семья»;
• Рассказывание на тему: «Забавные истории из моей жизни»;
• Описательный рассказ по игрушке с помощью схемы -
«Дикие животные Самарской Луки».
2. Познавательное развитие:
• Обсуждение с детьми: «Что за прелесть эти сказки»;
• Беседа с детьми на умение тихо или громко говорить: «Много крику, мало толку»;
• Беседа на тему: «Путешествие в страну красивой речи».
3. Художественно эстетическое развитие:
- Ознакомление с художественной литературой:
• Загадывание загадок, заучивание стихотворений;
• Пересказ рассказа: «Лесной голосок»;
• Пересказ по сказке К. Ушинского «Умей обождать»;
• Пересказ сказки «Колосок» с использованием театра на магнитах из соленого теста.
- Рисование:
• «Моя любимая игрушка»;
• «Интересные истории нашей группы»;
• «Нарисуй сказку».
- Лепка:
• «Слепи героя сказки».
- Аппликация:
• «Книжка малышка по рассказам»;
• «Речевые куклы».
4. Социально – коммуникативное развитие:
- Речевые игры:
• «Опиши и назови предмет»;
• «Придумай продолжение сказки»;
• «А если бы….»;
• «Цветик - семицветик»;
• «Расскажи об игрушке»;
• «Как ты узнал?»;
• «Слушаем, смотрим и думаем».
- Дидактические игры:
• «Цепочка слов»;
• «Найди по описанию»;
• «Разложи как нужно и расскажи»;
• «Найди место картинке»;
• «Что изменилось»;
• «Волшебный сундучок, чудесный мешочек»;
• «Кто в домике живет» - расскажи;
• «Составь рассказ» - составление рассказа о людях разных профессий с помощью сюжетных картинок;
• «Разноцветные слова»;
• «Составь два рассказа».
- Игровые упражнения:
• «Лови да бросай – сказку продолжай»;
• «Подбери слова к схеме»;
• «Хорошо - плохо»;
• «Расскажи о своем друге»;
• «Найди картинке место»;
• «Скажи наоборот»;
• «Нарисуй слово»;
• «Расскажи, где находится.
- Игры с мячом:
• «Сплетем венок из предложений»;
• «Скажи одним словом»;
• «Я начну, а ты продолжи»;
• «Догадайся по действиям, кто это и что он делает».
- Сюжетно ролевая игра:
• «Продавец и покупатель».
5. Физическое развитие:
• Разучивание физминуток;
• Подвижные игры.
Заключение:
В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц расширился не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превратилось в игру, которая очень нравится детям.
Этот метод является одним из эффективных способов развития речи детей.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогают нам в развитии речи наших детей.